8. Категория духов является для шаманизма ключевой и повсеместной. Не вдаваясь в подробности концепции духа, души и анимизма, подчеркну: для любой шаманской картины мира абсолютно неотъемлемым элементом является наличие тонкого, метафизического (то есть не воспринимаемого в рамках западной парадигмы и/или в обычных состояниях сознания) слоя жизни. Существа, населяющие этот слой, являются двойниками существ нашего мира (а также предметов, которые мы воспринимаем, как неживые и неразумные), а отчасти – воплощением природных стихий и отдельных природных явлений. Подобный взгляд на мир сохраняется и там, где шаманизм «вписывается» в культурные поля мировых религий – буддизма, христианства, ислама.
9. Становление шамана – это всегда радикальная и исполненная драмы трансформация, независимо от того, исходит ли инициатива от духов («шаманская болезнь» в сибирских культурах), или в результате странствия в поиске духов в некоторых культурах Северной Америки. Страдания шамана и его сила находятся в прямой связи и пропорции [5]. Переживания шамана при этом идеально вписываются в систему координат трансперсональной феноменологии (в концепции Станислава Грофа). Для пояснения позволю себе довольно обширное самоцитирование: «…При всем разнообразии мы можем выделить в течении шаманской болезни следующие этапы:
a. сонливость, потеря коммуникабельности;
b. уход от людей, физическая и сенсорная депривация, переходящая в интенсивные страдания, вплоть до
c. полной поглощенности мучительными внутренними переживаниями, - опыт растерзания (расчленения, варки, перековки) грозными духами; как вариант - серия смертельно-опасных испытаний (ловушек, преследований, борьбы),
d. период вынашивания, вскармливания духами души шамана с последующим возвращением в мир людей.
Значимость каждого из элементов и их последовательность могут значительно варьироваться. Например, у орочей душа шамана еще до рождения выковывается верховным божеством Хадау из железа, затем вынянчивается в каменной люльке, а потом превращенная в рыбу душа будущего шамана отправляется в полное опасных испытаний путешествие, чтобы родиться в мир людей. У оленных эвенков Китая дело обстоит прямо противоположным образом: путешествие в мир духов с расчленением тела будущего шамана происходит на завершающем этапе шаманской болезни.
Но один элемент универсален и неизменен: это физические и душевные страдания шамана. Грамматический термин «страдательный залог» абсолютно точно описывает ситуацию, когда будущего, как правило, не желающего шаманской доли кандидата начинают «давить духи». К выводу о транскультурной неизбежности и необходимости инициатических мук пришел еще М. Элиаде. Любопытно, что абсолютную необходимость страданий для шамана-неофита подчеркивают и шаманы-информанты.
Однако, вернемся к наиболее частому началу, инициирующему моменту «шаманской болезни» - резкому повышению сонливости, потере возможности сосредоточиться на повседневных делах.
Сонливость - это первый сигнал о меняющемся соотношении в пропорциях сознательного и бессознательного элементов человеческой психики. Сон - это врата в под- и сверхсознание; увеличивающаяся без увеличения физических нагрузок потребность во сне говорит о том, что эти врата пытаются распахнуть изнутри. Примечательно, что внезапный необоримый сон - довольно частая реакция на инициации психотерапевтических трансперсональных процессов.
Возможно, что именно сон - это первоисточник всех техник контакта с запредельными измерениями психики».
Главным выводом из вышеизложенного, как нам представляется, является утверждение, что мы вполне можем описать феноменологию «шаманской болезни» в терминах трансперсональной парадигмы. «Шаманская болезнь» у сибирских шаманов предстает перед нами в качестве трансперсонального кризиса с преобладанием перинатальных, филогенетических, архетипических (то есть собственно трансперсональных) переживаний, причем последние воплощены в символику мифопоэтических традиций той или иной культуры. Архетипика, в основном, первого ряда, то есть, грозно-демонические сущности, нападающие или помогающие, заставляющие бежать или сражаться, но - не преклоняться перед ними. Это, по-видимому, и определяет специфику сибирского шаманизма, чьи обряды исследователи подчас затрудняются назвать не только «религией», но и «культом»». [6]
10. Говоря о шаманизме, необходимо все время помнить, что само понятие души, личности, противопоставление психике и соматике в принципе отсутствует в шаманской парадигме.