Екатерина Андрющенко

Обзор книги Стивена Котлера и Джейми Уила "Похищая огонь"

Альтернатива?
Бессознательность, свойство «по умолчанию»,
мышиная возня, постоянное грызущее
чувство потери чего-то бесконечного.
Дэвид Уоллес

Озвучку этой статьи и многие другие материалы по трансперсональной психологии слушайте, читайте и смотрите в Телеграм-канале "Трансперсональный Дайджест" https://t.me/tpdigest

Обложка книги С. Котлера и Дж.Уила "Похищая огонь", издательство "МИФ", 2019
Знакомство с книгой С. Котлера и Дж. Уила «Похищая Огонь» у меня произошло два года назад. Эта книга вызвала у меня и воспоминания о своих «потоковых» состояниях, посещающих меня в течении всей жизни, и подтолкнула к новым экспериментам в этой области.

В данной книге проведен тщательный анализ некоторых видов измененных состояний сознания, истоки их возникновения, их анатомия и влияние на гормональный фон человека, их экономика в современном обществе и опасности, которые они с собой несут. Одна из самых важных мыслей, проходящая сквозь всю книгу, касается широты поля применения данных видов измененных состояний сознания в повседневной жизни, использование их для более эффективной личной реализации в мире, для раскрытия своего потенциала.

Авторы книги изучали зависимость между измененным сознанием и пиковой работоспособностью, в основном связанную с таким понятием как поток. Понятие потока введено американским психологом венгерского происхождения Михайем Чиксентмихайи. Его обычно определяют как «…оптимальное состояние сознания, в котором человек чувствует себя и действует наилучшим образом». Это именно те моменты, когда концентрация достигает максимума, и человек полностью погружается в то, чем занимается. Действие и сознание сливаются воедино. Чувство собственного «я» исчезает. Чувство времени тоже. А физические и интеллектуальные способности достигают апогея.
В состоянии потока мы обычно представляем музыкантов, танцоров или спортсменов. И я, и мои знакомые испытывали это ощущение, когда играли на музыкальных инструментах, в те моменты когда ты не думаешь как, а просто делаешь. Ты как бы сливаешься с тем, что делаешь, ты становишься музыкой или танцем. Подобное состояние можно назвать экстазом.

И авторы начинают повествование книги как раз с этого. «Под экстазом мы подразумеваем ряд специфических нетипичных состояний сознания, описанных знаменитым американским психиатром чешского происхождения Станиславом Грофом как «…характеризующиеся резкими изменениями в восприятии, сильными и необычными эмоциями, глубокими изменениями в мыслительном процессе и поведении, [вызванными] разнообразными психосоматическими проявлениями, от леденящего ужаса до экстатического восторга…»


Первый рассматриваемый в книге вид экстаза — Поток. Экстаз, вызванный состоянием потока, возникает в особые моменты, случающиеся в определенных зонах, включая групповой поток. Групповой поток сливает отдельных людей в единый организм. Так происходит на фестивалях, таких как Burning Man и рок-концертах, в процессе коллективной работы (авторы исследовали работу «морских котиков» и Google).

Второй вид экстаза — созерцательные и мистические состояния, для достижения которых используются ритуальное пение, танцы, медитация, сексуальные оргии. А в последнее время — и носимые технологии. Все это помогает отключить личность человека. Они обычно ассоциируются с искателями приключений и святыми.

Наконец, третий вид экстаза — психоделические состояния; недавно активизировавшиеся исследования в этой области привели к нескольким наиболее многообещающим фармацевтическим открытиям за последние десятилетия. Думая об этих состояниях мы обычно представляем хиппи или рейверов.

Профессор нейропсихологии Молли Крокетт из Оксфордского университета объясняет: «Практика медитации, умение “плыть в потоке” или прием психоделических веществ имеют одну и ту же нейронную основу. Их общая черта — активизация серотониновой системы мозга».

За последнее десятилетие благодаря успехам в области изучения человеческого мозга мы смогли приподнять завесу тайны и обнаружили, что у этих трех, казалось бы столь разных, феноменов общие нейробиологические корни. Обычное состояние сознания создает предсказуемую, неизменную картину в мозге — широко распространяющуюся активность в префронтальной коре, своего рода волны в высокочастотном бета-диапазоне и постоянный приток стрессовых веществ, таких как норэпинефрин и кортизол. В вышеописанных состояниях картина существенно меняется: вместо распространяющейся активности в префронтальной коре отдельные её участки словно включаются, становясь гиперактивными, а другие — выключаются, становясь гипоактивными. Одновременно мозговые волны замедляются, переходя от возбужденного бета- к мечтательному альфа- и глубокому тета-ритму. С нейрохимической точки зрения на смену гормонам стресса норэпинефрину и кортизолу приходят дофамин, эндорфин, анандамид, серотонин и окситоцин, стимулирующие мозговую деятельность и приносящие удовольствие. Поэтому, независимо от различий в проявлениях этих состояний, их нейробиологический механизм — то есть рычаги и кнопки, переключаемые в мозге,— одинаков.

Также в книге выделены характеристики экстаза, которые, думаю, не оставили равнодушным ни одного читателя, если в нем есть хоть одна искра искателя приключений.
Самость
Измененное состояние способно заглушить внутренний голос. Оно действует как выключатель. В таком состоянии мы не находимся в плену у невротичного «я», потому что префронтальная кора, отвечающая за самость, выводится из игры.

Ученые называют это выключение «переходной гипофронтальностью». Переходная - значит временная. Гипо — антоним гипер, что означает «меньше, чем нормальная». А понятие фронтальности связано с префронтальной корой мозга, той его частью, которая генерирует наше «я». В период переходной гипофронтальности значительная часть префронтальной коры выключается, а вместе с ней и наш внутренний критик. Избавившись от его постоянных придирок, мы испытываем чувство полного умиротворения.
«Без внутреннего голоса, пробуждающего негативные эмоции, мы освобождаемся от напряженности и в результате нередко открываем новую, более совершенную версию себя»
Тимоти Лири
Преимущества бессамости выходят за рамки заглушения внутреннего голоса. Освободившись от ограничений своей идентичности, мы получаем возможность посмотреть на жизнь и старые истории свежим взглядом. И внести новые возможности в жизнь, расширить кругозор.
Вневременность
Чувство времени не локализовано в мозге. Оно отличается от зрения, за которое полностью отвечают затылочные доли мозга. Напротив, время — это распределенное восприятие, рассеянное по всему мозгу, а точнее, по всей префронтальной коре. В состоянии переходной гипофронтальности, когда префронтальная кора отключается, мы теряем чувство времени. Без возможности отделить прошлое от настоящего и будущего мы погружаемся в своего рода пролонгированное настоящее, которое ученые называют «глубокое сейчас». Энергия, обычно расходуемая на контроль времени, перераспределяется на сосредоточенность и внимание. Мы воспринимаем больший объем данных в секунду и быстрее их обрабатываем, в результате складывается впечатление, что текущий момент длится дольше — именно поэтому «сейчас» в измененном состоянии удлиняется.

Если отвлечься от времени, то его хватит на всё.
Легкость
В состоянии потока, как и в большинстве изученных измененных состояний, шесть мощных нейротрансмиттеров — норэпинефрин, дофамин, эндорфин, серотонин, анандамид и окситоцин — поступают в кровь в разной последовательности и концентрации. Все они — источники удовольствия. Фактически это шесть приносящих наибольшее удовольствие химических веществ, которые вырабатывает мозг. И измененное состояние — единственный способ получить к ним доступ одновременно. Это и есть биологическое обоснование феномена легкости: «Я это сделал, и ощущения были потрясающими; я хотел бы испытать их снова, и чем скорее, тем лучше».
Насыщенность
Последняя характеристика экстаза — насыщенность — отражает яркую, сложную, таящую много секретов, природу измененных состояний.

В измененных состояниях получаемая нами информация настолько необыкновенна и значительна, что кажется, будто ее поток исходит из источника вне нас. Но разобравшись с тем, что происходит в мозге, вы начинаете понимать, что то, что кажется сверхъестественным, на самом деле абсолютно естественно — за пределами обычного опыта, конечно, но отнюдь не за пределами наших возможностей.

Последовательность нейробиологических изменений в мозге, происходящая после перехода в измененное состояние, позволяет нам воспринимать и обрабатывать более интенсивный поток входящей информации с большей точностью. Мы получаем доступ к большему объему данных, у нас обостряется восприятие и усиливается связь с миром. Это дает возможность рассматривать экстаз как информационную технологию. Большие данные для нашего мозга.
В дальнейших главах авторы исследуют многовековые взаимоотношения общественных (государственных, религиозных) структур и экстаза, выявляя постоянное желание контролировать эту сферу и использовать в своих интересах.
И конечно же один из главных вопросов возникает у автора, так же как и у читателя: зачем? Чем конкретно в жизни может быть полезно переживание минут, а возможно и мгновений экстаза? Возможна ли личностная трансформация, духовная трансформация посредством экстаза? Может ли он помочь людям, выжившим после серьезнейшей травмы?

Перекинув мостик между пиковыми состояниями и личностным ростом, открытия подтвердили, что экстаз — инструмент не только для самопознания, но и для саморазвития. Хотя экстатические состояния (неустойчивые и непродолжительные) отличаются от стадий развития (устойчивых и длительных), в соответствующих условиях первые могут помочь ускорить вторые. Короче говоря, измененные состояния способны привести к изменению черт характера.

Далее авторы рассматривают нейробиологию, фармакологию, современные технологии как помощников, как своеобразные мостики к быстрому получению экстаза. Это и наркотические вещества, и музыкально-танцевальные трансы под управлением диджея, и компьютерные игры, и 3-5D-симуляции, отрывающие нас от реальности.

Бурное развитие технологий, обеспечивающее большему числу людей доступ к экстазу, наблюдается практически повсюду. У нас теперь есть спортивное оборудование, дающее простым смертным шанс обмануть смерть в погоне за потоком; аудио системы, объединяющие и завораживающие сотни тысяч людей одновременно; искусство с эффектом погружения, трансформирующее реальность в интерактивную среду; биологические инструменты «взлома сознания», побуждающие использовать технические средства для погружения в экстаз. Каждая из этих прорывных технологий сделала выход за пределы сознания более простыми, легкими и контролируемыми.

На этом тщательное изучение экстаза заканчивается и начинается поиск ответа на вопрос: ведет ли порожденная экстазом высшая степень вдохновения к практическому использованию инноваций?

Авторы рассмотрели фестиваль Burning Man как инструмент преобразований, проводя аналогию с Элевсинскими мистериями. Фестиваль как специально сконструированный инструмент трансформации для стимуляции бессамости, вневременности, легкости и насыщенности. В процессе совместного пребывания в измененном состоянии сознания, рождаются новые идеи и союзы, которые распространяются по всему миру.

В заключение книги авторы описывают «обратную сторону» экстаза, опасности с ним связанные и ту «завышенную» цену, которую некоторые люди готовы платить за пребывание в экстазе. Очень хочется надеяться, что все читающие данную книгу доходят до этой главы.

Хотя инсайты, обеспечиваемые четырьмя силами экстаза, способны снизить риск и стабилизировать переживания, всегда найдутся те, кто попытается перенаправить их для других целей. В частности, авторы рассмотрели военных и маркетологов.
Оглавление книги Стивена Котлера и Джейми Уила "Похищая огонь", изд-во "МИФ", 2019
Даже краткий обзор истории последних 50 лет показывает, что экстаз нередко использовался в неблаговидных целях. Бессамость, считающаяся символом измененного сознания, всего лишь в шаге от промывания мозгов, которого так отчаянно добивался Пентагон в 1950-х. Вневременность, то есть утрата точки отсчета времени, мало отличается от параноидальной шизофрении и многие столетия являлась причиной одиночного заключения. Эйфорическая нейрохимия легкости, как понял Джон Лилли, способна создавать зависимость от любого, кто предоставит вам следующую порцию удовольствия. Информационную насыщенность можно использовать в роли сыворотки правды (как упоминалось в обнародованных документах
«МК-Ультра») или так, как поступали военные охранники в Ираке, накачивая внешними раздражителями. Подобно тому как менее развитому обществу проще взорвать ядерную бомбу, чем ее изобрести, сила экстаза постоянно влечет тех, кто не имеет понятия, как достичь его самостоятельно. Но, увидев экстаз в действии и осознав его логику, они достаточно быстро находят такие способы его применения, которые ужаснули бы его создателей.

Хотя нас пугает перспектива того, что военно-промышленный комплекс поставит экстаз себе на службу, не менее вероятно, что нас соблазнят собственные желания. По сути, контроль не через принуждение, как в тоталитарных странах, а через убеждение — даже более вероятная перспектива. В 2007 году группа крупнейших мировых брендов — Apple, Coca-Cola, American Express, Nike, Samsung, Sony и Ford — вложила 7 миллионов долларов в исследование в области нейробиологии потребительского поведения. Они хотели узнать, существуют ли более эффективные способы продажи продуктов, и объединились ради проведения самого масштабного в истории нейромаркетингового исследования.

Итак, если две тенденции, коммерциализация и милитаризация, настолько сильны, что влияют на наши потаенные желания, то каковы наши шансы сохранить независимость в столь неравной борьбе? По сравнению с нами, прокладывающими шаг за шагом свой путь, у правительств и корпораций больше возможностей и денег, чтобы взять экстаз под контроль. Но каждый из нас сопоставим с Прометеем, и мы можем сами разжечь свой огонь!

Хотя измененное состояние сознания повышает продуктивность и расширяет перспективы, за это неизбежно приходится платить. И авторы оговаривают те опасности, о которых мы должны знать.
Оборотная сторона бессамости
Психологи называют такую реакцию «инфляцией эго». Нередко ощущения бессамости настолько новы и притягательны, что людям кажется, будто никто и никогда не чувствовал ничего подобного — будто это свидетельство священного помазания.

В состоянии измененного сознания уровень дофамина взлетает до небес, а активность в префронтальной коре мозга резко падает. И внезапно мы начинаем видеть между идеями связь, которой раньше никогда не замечали. Одни связи подтверждаются научным путем, другие — всего лишь плод нашей фантазии. В 2009 году швейцарский невролог Питер Брюггер обнаружил, что люди с более высоким содержанием дофамина в крови более склонны верить в теорию заговоров и происки врагов. Они страдают от апофении — «склонности придавать чрезмерное значение совпадениям» и видеть закономерности там, где другие ничего не видят. Когда префронтальная кора отключается, контроль над импульсами, способность к долгосрочному планированию и критическое мышление тоже отключаются. Мы утрачиваем систему сдержек и противовесов. Объедините это с избытком дофамина, убеждающим нас, что найденные связи крайне важны, и мы должны немедленно принять какое-то решение, — и нетрудно будет представить, что может произойти. Итак, не имеет значения, что будет дальше и насколько фантастические ощущения вы испытываете, главное — помнить, что все это не о тебе. Воспользуйтесь всеми возможностями, предоставляемыми бессамостью, а после возвращайтесь к своим повседневным ролям и обязанностям. Как говорит буддийский гуру и писатель Джек Корнфилд, «…после экстаза принимайтесь за стирку».
Оборотная сторона вневременности
Способность определять, как скоро произойдут те или иные события в нашей жизни и в мире в целом, может серьезно исказиться. В нормальных обстоятельствах, когда активная префронтальная кора мозга интенсивно сканирует сценарии развития событий в прошлом и будущем, мы очень мало времени проводим в настоящем. Поэтому, когда измененное состояние погружает нас в самую глубину настоящего момента, это придает ему особую важность.

Любой, кто ощутил ясность и непосредственность экстаза и пытается применить полученные знания в реальной жизни, должен это учитывать. Сёрферу, в состоянии потока взлетающему на гребень волны и последовательно проделывающему движения, которые он никогда не выполнял ранее, потребуются месяцы упорных тренировок, чтобы повторить их в обычном состоянии. Предпринимателю, которому во время танца на фестивале вдруг пришла в голову прорывная модель бизнеса, могут понадобиться годы для ее воплощения. Музыкант, услышавший в голове во время медитации блестяще исполненную симфонию, может потратить остаток жизни, чтобы достичь аналогичного совершенства игры. Хорошо, если мы это понимаем, но если нет — реальность может деморализовать. «Большинство людей переоценивают то, что они могут сделать за год, — сказал Билл Гейтс, — но недооценивают то, что могут сделать за 10 лет». Реализуя на практике увиденное в состоянии экстаза, очень важно понимать разницу между непосредственностью «глубокого сегодня» с раздражающе медленным развитием событий в обычной жизни.
Оборотная сторона легкости
У легкости свой недостаток: сочетание нейрохимических препаратов и захлестывающего возбуждения может опьянять. Попробовав мимолетную легкость экстаза, некоторые решают, что жизнь должна быть такой всегда. Они становятся рабами блаженства, отказывающимися что-либо делать, когда не могут, по их словам, «идти с потоком».

О том, что упорный труд и настойчивость способны победить в борьбе с трудностями, часто забывают. Вся эта «легкость усилий» требует огромного труда. Поэтому сделайте сложную вещь, а остальное будет гораздо легче: наслаждайтесь измененным сознанием, но сначала убедитесь, что работа сделана. И неважно, насколько соблазнительно измененное состояние: не становитесь рабом блаженства.
Оборотная сторона насыщенности
Множество фридайверов, экстремальных спортсменов, исследователей глубокого погружения в измененные состояния сознания, так и не смогли вернутся к жизни. Их затягивала «глубина».

Территория сознания действительно безгранична, но наша задача — не идти бесконечно вперед в поисках неизведанного, а вернуться, прежде чем мы потеряем все. Ведь в действительности неважно, что вы найдете в этих мирах, если не сможете вернуться с найденным на твердую почву. Поэтому берите все, но не держите слишком крепко. И главное — не погружайтесь слишком глубоко.
Так как погружение в экстаз можно достичь разными способами, авторы представляют формулу, определяющую для каждого оптимальный путь к измененным состояниям сознания.

Три параметра — риск, вознаграждение и время — позволяют сравнить нетипичные состояния. Эта скользящая шкала помогает оценить, казалось бы, несвязанные методы: медитацию, психоделики, экстремальные виды спорта и все остальное, что приходит на ум. И вы можете свести эти переменные в уравнение:

Ценность = Время × Вознаграждение / Риск

В этом уравнении время связано с кривой обучения, то есть с тем, насколько долго потребуется инвестировать в ту или иную технику, чтобы обеспечить надежное погружение в экстаз. Вознаграждение зависит от умения фиксировать возникающие идеи и того, насколько последовательно они приводят к позитивным изменениям. Риск связан с потенциальными угрозами. Если существует вероятность лишиться рассудка или жизни, следует заранее тщательно все взвесить. Объедините все эти факторы и получите приблизительную оценку каждого метода.

Если мы будем помнить об «известных проблемах» измененных состояний сознания и использовать уравнение экстаза для баланса риска и вознаграждения, а также следовать гедонистическому календарю (дается в книге, для распределения опыта экстаза в течении года), чтобы избежать «перегрева», то, по всей видимости, возможно достигнем целей.

Есть еще одно предостережение, о котором не стоит забывать. Все мы люди, и нам никуда не деться от человеческой природы. Мы рождаемся, умираем, а между этими двумя событиями удостоверяемся в том, что мир жесток.

Как правило, на экстатическом пути мы обходим стороной неудовлетворенность обычной жизнью. Если же она слишком сильна, нетипичные состояния могут предложить заманчивый выход. Но вместо того, чтобы обходить эти вызовы, мы можем принять их и даже черпать из них энергию.

Баланс ярких огней экстатического опыта с темнотой человеческого состояния необходим. Иначе мы становимся неустойчивыми, центр тяжести смещается, а наши корни оказываются слишком неглубокими, чтобы нас удержать.

Будем же искренне любопытны, но осторожны в познании себя и мира через состояния экстаза.
Обзор подготовлен Екатериной Андрющенко для проекта "Трансперсональный Дайджест". Редактор Ирина Танетова. 2023