Как таковая она представляет собой потустороннюю перспективу, в которой цель жизни состоит в том, чтобы разотождествиться с обычным, чувственным опытом феноменального мира ("prakriti" в философии Самкхья) и отождествиться с трансцендентной, абсолютной реальностью духовного сознания ("purusha" в философии Самкхья). Более того, принимая по сути индивидуалистическую позицию, подразумеваемую в осевой и пост-осевой мысли, этот путь духовной трансформации через совершенствование сознания рассматривается как нечто, что должен предпринять каждый человек в личном (героическом) стремлении к абсолютному совершенству, которое включает в себя победу над неудовлетворительным, относительным, иллюзорным опытом.
Однако существует и другая сотериологическая позиция, которую можно выделить в пост-осевом мышлении и которую Уилбер (например, 1995, 1996) назвал нисходящим течением, представляющим более мирскую, имманентную перспективу. Здесь осевые акценты на прогресс, эволюцию, спасение и трансформацию применяются к проявленному миру человеческого опыта. Следовательно, в центре внимания находится не столько индивидуальное достижение трансцендентных состояний духовного сознания, сколько достижение позитивных изменений в мире, развитие эмпатии и сострадания к другим, а также путь служения. С точки зрения нисходящего течения, проявленный мир (хотя в настоящее время он испорчен или даже порочен) рассматривается как самосовершенствующийся через активные духовно мотивированные вмешательства (как индивидуальные, так и коллективные).
В некоторых отношениях пост-осевое нисходящее течение можно рассматривать как продолжение некоторых важных до-осевых проблем (например, с сообществом, взаимностью и имманентной духовностью) и, таким образом, как представляющее более развивающую, менее революционную пост-осевую перспективу, чем восходящее течение. Уилбер (1995, 1996) утверждал, например, что во многих своих ранних проявлениях изменения в религиозном и философском мышлении, произошедшие в осевой и пост-осевой период, представляли собой эффективную интеграцию восходящего и нисходящего течений.
Так, можно указать на сосредоточенность Будды на личном просветлении и сострадании к другим, или на идеи Платона об укрощении страстей и социальной справедливости, или на идеи Конфуция о важности личной дисциплины и поддержания социального порядка. Согласно Уилберу (1995, 1996), именно в более поздний период истории восходящее и нисходящее течения начали расходиться, что в конечном итоге привело к появлению одномерных или "плоских" (flatland - англ. равнина) философских и религиозных подходов, которые являются "только лишь Восходящими" или "только лишь Нисходящими" (например, Wilber, 1995, p. 341; 1996, pp. 11-12, 243ff.). Так, например, гностицизм и, позднее, катаризм можно рассматривать как только лишь восходящие перспективы, в то время как романтические натуралисты и научные материалисты представляют собой различные версии только лишь нисходящего течения. По мнению Уилбера, эти одномерные перспективы сами стали причиной многих идеологических войн между восходящими и нисходящими течениями, которые наблюдались в последние несколько столетий и продолжаются до сих пор (например, между религией и наукой, между традиционными и коренными религиями, между гуманистически-экзистенциалистской и трансперсональной перспективами). Решением этих непродуктивных войн, по мнению Уилбера, является работа над развитием религиозных и философских перспектив, способных реинтегрировать восходящие и нисходящие потоки. Действительно, это один из важных аспектов интегральной повестки дня самого Уилбера, представленной работой его аналитического центра - Интегрального института (см., например, Wilber, 2006; http://integralinstitute.org).
Хотя различие Уилбера между восходящими и нисходящими духовными потоками во многих отношениях является полезным руководством, существуют определенные трудности с этой формулировкой, особенно при рассмотрении нисходящего потока. Во-первых, термин "нисходящий" можно рассматривать как несколько уничижительный. Действительно, этот термин часто используется Уилбером для обозначения неполноценной теоретической позиции, например, в его характеристике многих нисходящих как "ретро-романтиков" (Wilber, 1995, 1996). Во-вторых, нисходящее течение часто кажется чрезмерно инклюзивным, например, в том смысле, что оно может охватывать юнгианский, психоделически-холотропный, феминистский и экологический подходы к трансперсональному (Daniels, 2009). Наконец, значение термина "нисхождение" остается по существу неясным и неточным. Какой вид нисхождения имеется в виду? Спуск к чему?
Я утверждал (Daniels, 2009), что привычная идентификация нисходящих течений на самом деле смешивает две принципиально различные сотериологические позиции. Их можно охарактеризовать как:
1 - глубинная психологическая перспектива;
2 - реляционно*- партисипативная** перспектива.