Едва ли не каждый человек хотя бы единожды, но соприкасался с трансценденцией. Момент такой встречи не просто запоминается, а становится в той или иной степени поворотным моментом, рубиконом, «до» и «после».
Трансценденция занимает важное место в понятийном аппарате целого ряда областей: философии, психологии, духовности, религии, искусстве, творчестве и других. В каждой из них смысл трансценденции приобретает свои уникальные аспекты.
В современное время на фоне актуализации проблем духовного развития и совершенствования, эволюции сознания, саморазвития, поиска новых более эстетичных и экологичных форм существования и проявления в мире, трансценденция приобретает особое значение и востребованность.
Так что же такое трансценденция и какое значение она имеет в трансперсональной парадигме?
Слово «трансценденция» латинского происхождения (transcendere, transcendens) и в буквальном значении переводится как «превзойти», «преодолевать», «переступать», «запредельный». Этимологически «трансценденция» («трансцензус», «трансцендирование») означает переход через границу: «транс» — переход, «ценз» — граница (как в слове «ценз», «цензура»). В широком смысле это означает восхождение или выход чего-либо за собственные пределы, за границы привычного, знакомого, обыденного опыта.
В западной традиции упоминание трансценденции, как особой категории, встречается в античный период. В наследии Платона (V – IV вв. до н.э.) она выражена как идея восхождения человека к Благу (Единому). В трудах философа Плотина (III в. н.э.), ставшего основателем самостоятельного философского учения неоплатонизма, также встречаются термины («по ту сторону», «потустороннее», «потусторонность»), означающие восхождение, возвышение над земным миром, указывающие на нечто превосходящее и уже превзошедшее обычный, земной уровень.
Как философское понятие «трансценденция» сложилась в средневековой схоластике (религиозной философии) для обозначения всего того, что выходит за пределы чувственного, эмпирического, единичного опыта. В классической западноевропейской философии И. Кант (XVIII в.) понимал трансцендентное как непознаваемую реальность. К числу трансцендентных идей Кант относил идеи о Боге, душе, бессмертии. Именно у него трансценденция обрела глубокий философский смысл, который развивался в трудах многих выдающихся мыслителей различных философских направлений ХХ вв. (М. Шелер, Ж. Лакруа, Э. Мунье, М. Хайдеггер, К. Ясперс, С. Франк, Н. Бердяев, М. Мамардашвили и др.). В целом, в философско-религиозной традиции трансценденция – это то, что способно вывести человека за пределы эмпирического и сделать его причастным к высшему миру, за пределами земного бытия.
По мере становления и развития психологии как науки смысл и суть трансценденции также проявились в психологическом дискурсе. В психоаналитической традиции объяснение трансценденции представлено, например, научно-позитивистскими подходами (З. Фрейд), методами аналитической психологии (К. Юнг), методами экзистенциального анализа (В. Франкл).
Значительный вклад в осмысление трансценденции внесли гуманистическая и особенно трансперсональная психология. В трансперсональном подходе, который изучает и признает всё многообразие трансперсональных переживаний, рассматривая их как «неиссякаемые источники человеческих возможностей»[1], трансценденция занимает ключевое место.
А. Маслоу являющийся основоположником сразу двух современных направлений психологии (гуманистической и трансперсональной), разработал концепцию самоактуализирующейся личности. На пути к самоактуализации трансценденция выступает важнейшим условием, так как способность стремления к высшим трансцендентным состояниям заложена в биологической природе человека в качестве определенной потенциальности, которая актуализируется при определенных социокультурных условиях и связана с потребностями личностного развития.
Трансценденция занимает важное место в понятийном аппарате целого ряда областей: философии, психологии, духовности, религии, искусстве, творчестве и других. В каждой из них смысл трансценденции приобретает свои уникальные аспекты.
В современное время на фоне актуализации проблем духовного развития и совершенствования, эволюции сознания, саморазвития, поиска новых более эстетичных и экологичных форм существования и проявления в мире, трансценденция приобретает особое значение и востребованность.
Так что же такое трансценденция и какое значение она имеет в трансперсональной парадигме?
Слово «трансценденция» латинского происхождения (transcendere, transcendens) и в буквальном значении переводится как «превзойти», «преодолевать», «переступать», «запредельный». Этимологически «трансценденция» («трансцензус», «трансцендирование») означает переход через границу: «транс» — переход, «ценз» — граница (как в слове «ценз», «цензура»). В широком смысле это означает восхождение или выход чего-либо за собственные пределы, за границы привычного, знакомого, обыденного опыта.
В западной традиции упоминание трансценденции, как особой категории, встречается в античный период. В наследии Платона (V – IV вв. до н.э.) она выражена как идея восхождения человека к Благу (Единому). В трудах философа Плотина (III в. н.э.), ставшего основателем самостоятельного философского учения неоплатонизма, также встречаются термины («по ту сторону», «потустороннее», «потусторонность»), означающие восхождение, возвышение над земным миром, указывающие на нечто превосходящее и уже превзошедшее обычный, земной уровень.
Как философское понятие «трансценденция» сложилась в средневековой схоластике (религиозной философии) для обозначения всего того, что выходит за пределы чувственного, эмпирического, единичного опыта. В классической западноевропейской философии И. Кант (XVIII в.) понимал трансцендентное как непознаваемую реальность. К числу трансцендентных идей Кант относил идеи о Боге, душе, бессмертии. Именно у него трансценденция обрела глубокий философский смысл, который развивался в трудах многих выдающихся мыслителей различных философских направлений ХХ вв. (М. Шелер, Ж. Лакруа, Э. Мунье, М. Хайдеггер, К. Ясперс, С. Франк, Н. Бердяев, М. Мамардашвили и др.). В целом, в философско-религиозной традиции трансценденция – это то, что способно вывести человека за пределы эмпирического и сделать его причастным к высшему миру, за пределами земного бытия.
По мере становления и развития психологии как науки смысл и суть трансценденции также проявились в психологическом дискурсе. В психоаналитической традиции объяснение трансценденции представлено, например, научно-позитивистскими подходами (З. Фрейд), методами аналитической психологии (К. Юнг), методами экзистенциального анализа (В. Франкл).
Значительный вклад в осмысление трансценденции внесли гуманистическая и особенно трансперсональная психология. В трансперсональном подходе, который изучает и признает всё многообразие трансперсональных переживаний, рассматривая их как «неиссякаемые источники человеческих возможностей»[1], трансценденция занимает ключевое место.
А. Маслоу являющийся основоположником сразу двух современных направлений психологии (гуманистической и трансперсональной), разработал концепцию самоактуализирующейся личности. На пути к самоактуализации трансценденция выступает важнейшим условием, так как способность стремления к высшим трансцендентным состояниям заложена в биологической природе человека в качестве определенной потенциальности, которая актуализируется при определенных социокультурных условиях и связана с потребностями личностного развития.
«Трансценденция относится к высшим и в максимальной степени включающим, или холистическим, уровням человеческого сознания, поведения и отношения - как к цели, а не средству – к себе, к значимым другим, к людям вообще, к другим видам, к природе и к космосу»[2].
Маслоу раскрыл трансценденцию предельно широко, выделив 35 смыслов[3], отражающих природные, социальные, духовные грани. Среди которых трансценденция времени, пространства, культуры, дихотомий (полярностей, противоположности черного и белого, или – или и т. п.); трансценденция системы ценностей или верований, своей воли, прошлого, эгоизма, преодоления своей телесности и т.д. Также гранью трансценденции Маслоу считает мистический опыт: «Мистическое слияние, будь то с другой личностью, с целым космосом, с чем-то промежуточным»[4].
Некоторые категории транценденции Маслоу рассматривал как «потенциал человеческой природы». Например, когда «человек каким-то образом воспринимает весь космос или, по меньшей мере, единство и интеграцию его и всего в нем, включая собственное Я. При этом он чувствует, что по праву принадлежит космосу. Он становится членом космической семьи, а не сиротой. Он входит внутрь, а не наблюдает извне...». Также к этому виду относится «трансценденция человеческих пределов, несовершенств, недостатков, человеческой ограниченности…»[5]. В отношении отдельных видов транценденции Маслоу призывал быть аккуратными:
Некоторые категории транценденции Маслоу рассматривал как «потенциал человеческой природы». Например, когда «человек каким-то образом воспринимает весь космос или, по меньшей мере, единство и интеграцию его и всего в нем, включая собственное Я. При этом он чувствует, что по праву принадлежит космосу. Он становится членом космической семьи, а не сиротой. Он входит внутрь, а не наблюдает извне...». Также к этому виду относится «трансценденция человеческих пределов, несовершенств, недостатков, человеческой ограниченности…»[5]. В отношении отдельных видов транценденции Маслоу призывал быть аккуратными:
«Трансценденция означает также стать Божественным или богоподобным, выйти за пределы чисто человеческого. Но здесь надо быть осторожным в том смысле, чтобы не вкладывать в это утверждение какого-либо сверхчеловеческого или сверхъестественного содержания… это часть человеческой природы, хотя ее не часто можно видеть в действии. Это потенциал человеческой природы»[6].
Абрахам Маслоу ввел представления о высших для человека ценностях — ценностях самотрансценденции.
Именно в трансперсональной парадигме значение и смысл трансценденции обрели наиболее объемное понимание: «В сердцевине любого творческого акта находится трансценденция — преодоление рамок наличного бытия: времени и места. Выход за пределы известного, освоенного, окультуренного составляет суть того, что мы называем трансперсональным проектом в истории человечества»[7]. Трансперсональный подход, опирающийся на многообразие опыта мировых духовных традиций, актуализирует их в контексте современного запроса, а главное выводит на совершенно новый уровень раскрытия:
Именно в трансперсональной парадигме значение и смысл трансценденции обрели наиболее объемное понимание: «В сердцевине любого творческого акта находится трансценденция — преодоление рамок наличного бытия: времени и места. Выход за пределы известного, освоенного, окультуренного составляет суть того, что мы называем трансперсональным проектом в истории человечества»[7]. Трансперсональный подход, опирающийся на многообразие опыта мировых духовных традиций, актуализирует их в контексте современного запроса, а главное выводит на совершенно новый уровень раскрытия:
«Трансперсональная психология выступает интеллектуальным лидером этого всеобъемлющего порыва к беспредельному развитию, давая экспертную оценку древним и современным методам целостного и духовного совершенствования, переводя на язык современной западной культуры древние знания об искусстве трансценденции»[8].
Еще в своих ранних трудах С. Гроф рассматривал трансценденцию как залог успешного разрешения сложных внутренних препятствий, травм в психотерапии[9]. Р. Уолш, Ф. Воон говорят о «философии трансценденции», пронизывающей все области жизни, являющейся естественной и универсальной[10]. Р. Уолш обнаружил глубинное единство духовных традиций и путей, выражающееся в том, что у всех великих духовных традиций имеются как общая цель (освобождение, просветление, спасение), так и схожие практики для ее достижения, в том числе и тем, что в их основе лежит трансценденция[11]. В целом, духовные традиции можно рассматривать как образцы опыта трансценденции в истории человечества.
Российские представители трансперсонального проекта также вносят значительный теоретический и практический вклад. В.В. Майков ввел понятие «изначальная психотерапия» и выделил 12 видов подходов и практик, позволяющих восстановить первичную связь человека с миром, пробудить своего «внутреннего целителя», выйти за пределы обусловленности. В основе этих фундаментальных практик «заботы о душе» древние знания об искусстве трансценденции, которые уходят вглубь истории человечества: «Эти методы и практики – результат естественного отбора на протяжении тысячелетий, когда приживалось и передавалось то, что действительно работает»[12].
Трансперсональный подход убедительно показывает, что опыт трансценденции безграничен:
Российские представители трансперсонального проекта также вносят значительный теоретический и практический вклад. В.В. Майков ввел понятие «изначальная психотерапия» и выделил 12 видов подходов и практик, позволяющих восстановить первичную связь человека с миром, пробудить своего «внутреннего целителя», выйти за пределы обусловленности. В основе этих фундаментальных практик «заботы о душе» древние знания об искусстве трансценденции, которые уходят вглубь истории человечества: «Эти методы и практики – результат естественного отбора на протяжении тысячелетий, когда приживалось и передавалось то, что действительно работает»[12].
Трансперсональный подход убедительно показывает, что опыт трансценденции безграничен:
«Фундаментальность актов трансценденции для всего нашего мира такова, что к существующим определениям сущности человека, таким как «человек умелый», «человек разумный», «человек играющий» и т.д., следовало бы добавить определение homo transendus — «человек трансцендирующий»[13].
Трансценденция – это живой опыт, глубинное переживание, субъективный процесс, который априори не может быть до конца описан и познан на ментальном и рациональном уровнях. «Это искусство, техника, практика, имеющая универсальный характер и уходящая корнями в глубину времен»[14], открывающая безграничные перспективы развития и эволюции.
Литература:
Апполонова Ю.С. Специфика трансцендирования как метафизического аспекта существования человека // Вестник Вятского государственного университета. Философские науки. 2018. № 2. С. 24 – 25.
Бурханов Р.А. Онтология и метафизика трансцендентного. https://cyberleninka.ru/article/n/ontologiya-i-metafizika-transtsendentnogo?ysclid=lrf7mj34qt950898058
Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С. Гроф — «Ipraktik», 1985.
Гроф С. Энциклопедия внутренних путешествий. Путь психонавта / Станислав Гроф. — М., 2023.
Дорофеев Д.Ю. Категории мистического опыта. https://cyberleninka.ru/article/n/kategorii-misticheskogo-opyta
Жукова О.И. Понятие трансценденции и его значение для анализа структуры самости https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-transtsendentsii-i-ego-znachenie-dlya-analiza-struktury-samosti?ysclid=lrf7nju5vk676855542
Майков В.В. Изначальная психотерапия: древние практики заботы о душе и современность // Психолог. — 2016. - № 4. - С.19-42. https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=19579
Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2011.
Пути за пределы «эго». Трансперсональная перспектива / под ред. Уолш Р., Воон Ф. М., 2006. https://royallib.com/book/voon_rodger/puti_za_predeli_ego.html
Семенов В.Е. Трансценденталистская семантика Платона https://naukarus.com/transtsendentalistskaya-semantika-platona
Уолш Р. Дух шаманизма. М., 1996.
Уолш Р. Основания духовности. Семь главных практик для пробуждения сердца и ума. М., 2021.
Апполонова Ю.С. Специфика трансцендирования как метафизического аспекта существования человека // Вестник Вятского государственного университета. Философские науки. 2018. № 2. С. 24 – 25.
Бурханов Р.А. Онтология и метафизика трансцендентного. https://cyberleninka.ru/article/n/ontologiya-i-metafizika-transtsendentnogo?ysclid=lrf7mj34qt950898058
Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С. Гроф — «Ipraktik», 1985.
Гроф С. Энциклопедия внутренних путешествий. Путь психонавта / Станислав Гроф. — М., 2023.
Дорофеев Д.Ю. Категории мистического опыта. https://cyberleninka.ru/article/n/kategorii-misticheskogo-opyta
Жукова О.И. Понятие трансценденции и его значение для анализа структуры самости https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-transtsendentsii-i-ego-znachenie-dlya-analiza-struktury-samosti?ysclid=lrf7nju5vk676855542
Майков В.В. Изначальная психотерапия: древние практики заботы о душе и современность // Психолог. — 2016. - № 4. - С.19-42. https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=19579
Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2011.
Пути за пределы «эго». Трансперсональная перспектива / под ред. Уолш Р., Воон Ф. М., 2006. https://royallib.com/book/voon_rodger/puti_za_predeli_ego.html
Семенов В.Е. Трансценденталистская семантика Платона https://naukarus.com/transtsendentalistskaya-semantika-platona
Уолш Р. Дух шаманизма. М., 1996.
Уолш Р. Основания духовности. Семь главных практик для пробуждения сердца и ума. М., 2021.
Сноски:
[1] Пути за пределы «эго». Тарнсперсональная перспектива / под ред. Уолш Р., Воон Ф. М., 2006. https://royallib.com/book/voon_rodger/puti_za_predeli_ego.html
[2] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2011. С. 177.
[3] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2011. 171 – 177.
[4] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2011. С. 172.
[5] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2011. С. 174, 176.
[6] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2011. С. 172.
[7] Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007. С. 9.
[8] Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007. С. 20.
[9] Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С. Гроф — «Ipraktik», 1985.
[10] Пути за пределы «эго». Трансперсональная перспектива / под ред. Уолш Р., Воон Ф. М., 2006.
[11] Уолш Р. Основания духовности. Семь главных практик для пробуждения сердца и ума. М., 2021.
[12] Майков В.В. Изначальная психотерапия: древние практики заботы о душе и современность // Психолог. — 2016. - № 4. - С.19-42. https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=19579
[13] Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007. С. 10.
[14] Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007.
[1] Пути за пределы «эго». Тарнсперсональная перспектива / под ред. Уолш Р., Воон Ф. М., 2006. https://royallib.com/book/voon_rodger/puti_za_predeli_ego.html
[2] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2011. С. 177.
[3] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2011. 171 – 177.
[4] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2011. С. 172.
[5] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2011. С. 174, 176.
[6] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 2011. С. 172.
[7] Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007. С. 9.
[8] Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007. С. 20.
[9] Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии / С. Гроф — «Ipraktik», 1985.
[10] Пути за пределы «эго». Трансперсональная перспектива / под ред. Уолш Р., Воон Ф. М., 2006.
[11] Уолш Р. Основания духовности. Семь главных практик для пробуждения сердца и ума. М., 2021.
[12] Майков В.В. Изначальная психотерапия: древние практики заботы о душе и современность // Психолог. — 2016. - № 4. - С.19-42. https://en.nbpublish.com/library_read_article.php?id=19579
[13] Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007. С. 10.
[14] Майков В.В., Козлов В.В Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. Мировой трансперсональный проект. М., 2007.
Автор статьи: О. Кайкова, кандидат исторических наук, трансперсональный консультант
Оформление: Ирина Танетова
Оформление: Ирина Танетова
Photo by Johannes Plenio on Unsplash