Вайвейшн – красивое слово. Когда его слышишь, невольно хочется узнать – а что это? По ощущениям - что-то однозначно приятное. А когда узнаешь, что практиковать Вайвейшн можно без особой подготовки, да еще и ежедневно, то сразу хочется начать. И не зря. Мной используется практика и лично, и в группах. Сама я практиковала Вайвейшн, даже не зная такое чудное название. Это происходило спонтанно. Когда я выполняла связное дыхание* и входила в состояние транса, сами собой замечались напряжения в теле, и хотелось с ними соединиться, интегрироваться. Я, как инструктор по дыхательным практикам, который ежедневно дышит, в течение дня сканирую тело/эмоции/мысли и интегрирую их в Экстаз (как говорят практики Вайвейшн).
*Связное дыхание – это дыхание, в котором нет паузы между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом.
Итак, Вайвейшн происходит от латинского слова vivo - жить, vividus – полный жизни, обнаруживающий жизнь, живой, сильный, пламенный и английскго суффикса -tion, которsq указывает на процесс. Процесс жизни.
Вайвейшн – это плод дифференциации ребефинга, отпочкования учеников Л. Орра и основание ими своих терапевтических и трансформационных направлений. В 1979 году возник так называемый интегративный ребефинг. Основателями его считаются Джим Леонард (ученик Леонардо Орра) и Фил Лаут (ученик Джима Леонарда). И в 1987 году интегративный ребефинг приобрел торговую марку «Вайвейшн».
В ребефинге Л.Орра существовало понятие “высвобождения”, и высвобождение подавленного материала считалось целью и достаточным условием эффективности процесса связного дыхания. По мнению создателей Вайвейшн, необходимо не только высвобождение, но и определенные методы работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии. И именно пять элементов Вайвейшн позволяют наиболее быстро и эффективно прийти к интеграции.
Вайвейшн – это плод дифференциации ребефинга, отпочкования учеников Л. Орра и основание ими своих терапевтических и трансформационных направлений. В 1979 году возник так называемый интегративный ребефинг. Основателями его считаются Джим Леонард (ученик Леонардо Орра) и Фил Лаут (ученик Джима Леонарда). И в 1987 году интегративный ребефинг приобрел торговую марку «Вайвейшн».
В ребефинге Л.Орра существовало понятие “высвобождения”, и высвобождение подавленного материала считалось целью и достаточным условием эффективности процесса связного дыхания. По мнению создателей Вайвейшн, необходимо не только высвобождение, но и определенные методы работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии. И именно пять элементов Вайвейшн позволяют наиболее быстро и эффективно прийти к интеграции.
Интеграция (от латинского integer – целый) – слияние части с целым. При этом частью является определенная подавленная, вытесненная на уровень бессознательного, структура. Это может быть конфликт, стресс, негативная идея, запретные желания, телесные зажимы и т.п. В процессе связного дыхания происходит осознание и принятие этой подавленной части, присоединение её энергии к осознающей части сознания.
В этом процессе, конечно, нужен определенный навык управления вниманием и способность “прислушиваться” к себе. Интеграция - это процесс движения к целостности человеческого сознания, и она должна приводить к экстатическому восприятию мира здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни.
В этом процессе, конечно, нужен определенный навык управления вниманием и способность “прислушиваться” к себе. Интеграция - это процесс движения к целостности человеческого сознания, и она должна приводить к экстатическому восприятию мира здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни.
Пять элементов Вайвейшн
I-ый элемент – циклическое дыхание. Для контакта со своим телом в Вайвейшн используется связное дыхание. И технике дыхания уделяется особое внимание. Основные требования к дыханию:
– Цикличность и связность. Между вдохом и выдохом никакой паузы и никакого перерыва. Вдох постепенно перетекает в выдох. Дыхание по кругу.
– Выдох расслаблен, свободен, не напряжен и не контролируется.
– Если вдох производится через нос (рот), то и выдох тоже производится через нос (рот). Так называемое дыхание “через одну дырку”.
II-ой элемент – полное расслабление. Напряжение скрывает, подобно толще воды, вытесненные эмоции и чувства. Отступая во время отлива, вода обнажает дно океана и то, что на нем осталось. Также и полное расслабление, позволяет обнаружить паттерны подавления в виде эмоций и ощущений.
– Цикличность и связность. Между вдохом и выдохом никакой паузы и никакого перерыва. Вдох постепенно перетекает в выдох. Дыхание по кругу.
– Выдох расслаблен, свободен, не напряжен и не контролируется.
– Если вдох производится через нос (рот), то и выдох тоже производится через нос (рот). Так называемое дыхание “через одну дырку”.
II-ой элемент – полное расслабление. Напряжение скрывает, подобно толще воды, вытесненные эмоции и чувства. Отступая во время отлива, вода обнажает дно океана и то, что на нем осталось. Также и полное расслабление, позволяет обнаружить паттерны подавления в виде эмоций и ощущений.
III-ий элемент – детальное осознавание. Это про тонкое внутреннее осознавание и способность замечать самые мелкие изменения. Про умение внимательно относиться к едва заметному и способности перестать давить и преодолевать сенсорные ощущения.
IV-ый элемент – интеграция в экстаз. Будучи поглощенными, омраченными каким-либо чувством, переживанием, мы можем расширить свое осознание и выйти за его пределы, не переставая проживать его. Таким образом, в поле осознания попадает фон, на котором разворачивается переживание, то есть то пространство, в котором всё это происходит. А в расширенное поле осознания попадают другие чувства и ощущения. Интеграция в экстаз – это способность за деревьями увидеть лес. Способность - воплотившись в рыбу, не забыть о воде, в которой плаваешь, и о других рыбках поблизости.
Когда я провожу практику Вайвейшн в группе, пары дышат по очереди. Наблюдающий повторяет дыхание, но не глубоко. Я вижу, как во время этой практики, люди, еще пять минут назад просто стоящие рядом, через дыхание сливаются в одно целое, как они становятся более бережными и открытыми к человеку рядом и ко всему миру. Интеграция в экстаз проходит не только внутри, но и снаружи. И это конкретное видимое действие. Человек полностью расслабляется. Мимика лица, мышцы тела, особенно плечевой пояс расслабляются и как-бы повисают на прямом позвоночнике, грудная клетка подаётся вперед. Со стороны создается впечатление, что тело сливается с пространством вокруг себя.
V-ый элемент – Делай то, что ты Делаешь. Желания Достаточно. Не нужно быть совершенным, чтобы сделать это совершенно. Вайвейшн – это философия целостности человека, и признания себя совершенным и уникальным. Это умение быть совершенным прямо сейчас.
IV-ый элемент – интеграция в экстаз. Будучи поглощенными, омраченными каким-либо чувством, переживанием, мы можем расширить свое осознание и выйти за его пределы, не переставая проживать его. Таким образом, в поле осознания попадает фон, на котором разворачивается переживание, то есть то пространство, в котором всё это происходит. А в расширенное поле осознания попадают другие чувства и ощущения. Интеграция в экстаз – это способность за деревьями увидеть лес. Способность - воплотившись в рыбу, не забыть о воде, в которой плаваешь, и о других рыбках поблизости.
Когда я провожу практику Вайвейшн в группе, пары дышат по очереди. Наблюдающий повторяет дыхание, но не глубоко. Я вижу, как во время этой практики, люди, еще пять минут назад просто стоящие рядом, через дыхание сливаются в одно целое, как они становятся более бережными и открытыми к человеку рядом и ко всему миру. Интеграция в экстаз проходит не только внутри, но и снаружи. И это конкретное видимое действие. Человек полностью расслабляется. Мимика лица, мышцы тела, особенно плечевой пояс расслабляются и как-бы повисают на прямом позвоночнике, грудная клетка подаётся вперед. Со стороны создается впечатление, что тело сливается с пространством вокруг себя.
V-ый элемент – Делай то, что ты Делаешь. Желания Достаточно. Не нужно быть совершенным, чтобы сделать это совершенно. Вайвейшн – это философия целостности человека, и признания себя совершенным и уникальным. Это умение быть совершенным прямо сейчас.
Важно понимать, что быть Совершенным - это не одно и то же, что быть Идеальным. По сути, всё что вы делаете в эту секунду – совершенно, потому что то, что вы делаете – для Космоса всегда уникально.
Вместо установки на усиление в Вайвэйшн применяется установка на расширение осознавания, а вместо умопомрачительных путешествий в измененном состоянии сознания предлагается установить контакт с ощущениями тела здесь и сейчас.
Вайвэйшн – скромная и тихая дыхательная техника. В ней нет громкой музыки и приключений в иных мирах. В ней есть нежное отношение к обыденной реальности, мягкость и внимание к ощущениям тела здесь и сейчас. А ведь в ощущениях отражается весь мир, давая нам знать о себе. Поэтому целью Вайвэйшн является не изменение реальности, и не открытие новой, и даже не вспоминание поворотных моментов биографии, а дружеские и партнерские отношения с этой реальностью. Почувствовать жизнь в себе, а себя живым прямо здесь, и с теми чувствами и ощущениями, которые есть прямо сейчас.
Праздновать жизнь, которая уже давно идет.
Вместо установки на усиление в Вайвэйшн применяется установка на расширение осознавания, а вместо умопомрачительных путешествий в измененном состоянии сознания предлагается установить контакт с ощущениями тела здесь и сейчас.
Вайвэйшн – скромная и тихая дыхательная техника. В ней нет громкой музыки и приключений в иных мирах. В ней есть нежное отношение к обыденной реальности, мягкость и внимание к ощущениям тела здесь и сейчас. А ведь в ощущениях отражается весь мир, давая нам знать о себе. Поэтому целью Вайвэйшн является не изменение реальности, и не открытие новой, и даже не вспоминание поворотных моментов биографии, а дружеские и партнерские отношения с этой реальностью. Почувствовать жизнь в себе, а себя живым прямо здесь, и с теми чувствами и ощущениями, которые есть прямо сейчас.
Праздновать жизнь, которая уже давно идет.
Источники: В.Козлов «Психотехнологии измененных состояний сознания», В. Козлов, Ю.Козлов “Методическое пособие для ведущих семинары по ДМД”, личный опыт автора статьи.