Существует предание, что один католический миссионер, видя условия жизни в африканских трущобах, обратился к Богу с жалобой: «Господи, неужели ты не видишь, сколько страданий вокруг? Почему ты ничего не делаешь?». Тогда Господь ответил ему: «Но Я сделал кое-что. Я создал тебя».
Если мы оглянемся и посмотрим вокруг, то, возможно, зададимся вопросом: что же делать? Что делать перед лицом слепой войны, непонимания и раздора, возобновлённой гонки вооружений, изменения климата, глобальных кризисов и всепоглощающей мощи мировой экономики, засухи, несчастья, пандемий, голода?
Инструменты разума и логики не смогут найти решения.
Если же мы остановимся и задумаемся, то поймем, что в гармонии с самими собой мы не воюем, не загрязняем окружающую среду, не следуем ложным потребностям, не стремимся к превосходству над другими - это факт, который может подтвердить каждый.
Поэтому очевидно, что достижение мира с самим собой и помощь с этим другим - самый прямой путь и вклад в улучшение нашего мира.
Конечно, достижение внутренней гармонии может оказаться сложным делом, требующим выполнения нескольких условий.
Пробуждение является одним из наиболее значимых качеств, способствующих обретению внутреннего покоя.
На протяжении всей истории существования человечества использовались различные метафоры, чтобы подчеркнуть важность пробуждения; вспомним миф о пещере Платона или миф о герое Кэмпбелла, "Голого короля" Андерсена, шаманское напутствие: "мир таков, каким ты его видишь во сне".
Если мы захотим детально проанализировать процесс пробуждения, то сможем выделить два его вида: контекстуальное и структурное.
Под контекстуальным пробуждением мы можем понимать множество маленьких пробуждений, которые происходят в нашей жизни: когда у нас случается озарение, внезапное понимание, когда мы улавливаем упущенную деталь, когда мы видим истину за гранью видимости.
Под структурным пробуждением можно понимать настоящий скачок в сознании, характеризующийся радикальным изменением мировоззрения.
На первый взгляд может показаться, что последнее гораздо значительнее, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что последнее без первого рискует быть квалифицированно как самый классический из духовных обходных путей. Это часто встречается в среде с сильным духовным влиянием, например, в религиозных общинах, движениях за развитие человеческого потенциала, группах медитативных практик или традиционных церемоний.
Определенно, психология напоминает нам, что мы настолько погружены в сон консенсуальной реальности, что постоянно сталкиваемся со случаями пробуждения, которые, именно потому что они часты и универсальны, мы склонны не замечать.
Вспомните самую обыденную ситуацию - чтение и ответы на ежедневные электронные письма. Мы торопимся, не обращаем внимания на детали, читаем, думая о чем-то другом, отвечаем, стараясь приложить минимум усилий и получить максимум результата, главное - выполнить задачу. Пробуждение же характеризуется использованием "второго внимания", способного заставить нас осознать, что за этими несколькими строчками на экране стоит человек, душа, которая поделилась с нами своим временем и мыслями, которая хотела бы быть выслушанной, понятой и уважаемой так же, как и мы.
Или подумайте о ситуации, когда нас обижают и мы реагируем гневом, когда мы чувствуем, что нами пренебрегают. В этом случае пробуждение может означать признание раненого ребенка внутри нас и заботу о нем, вместо того, чтобы злиться на другого человека, или даже увидеть беспомощность в глазах нашего агрессора и почувствовать сострадание, исходящее из нашего сердца.
Если мы оглянемся и посмотрим вокруг, то, возможно, зададимся вопросом: что же делать? Что делать перед лицом слепой войны, непонимания и раздора, возобновлённой гонки вооружений, изменения климата, глобальных кризисов и всепоглощающей мощи мировой экономики, засухи, несчастья, пандемий, голода?
Инструменты разума и логики не смогут найти решения.
Если же мы остановимся и задумаемся, то поймем, что в гармонии с самими собой мы не воюем, не загрязняем окружающую среду, не следуем ложным потребностям, не стремимся к превосходству над другими - это факт, который может подтвердить каждый.
Поэтому очевидно, что достижение мира с самим собой и помощь с этим другим - самый прямой путь и вклад в улучшение нашего мира.
Конечно, достижение внутренней гармонии может оказаться сложным делом, требующим выполнения нескольких условий.
Пробуждение является одним из наиболее значимых качеств, способствующих обретению внутреннего покоя.
На протяжении всей истории существования человечества использовались различные метафоры, чтобы подчеркнуть важность пробуждения; вспомним миф о пещере Платона или миф о герое Кэмпбелла, "Голого короля" Андерсена, шаманское напутствие: "мир таков, каким ты его видишь во сне".
Если мы захотим детально проанализировать процесс пробуждения, то сможем выделить два его вида: контекстуальное и структурное.
Под контекстуальным пробуждением мы можем понимать множество маленьких пробуждений, которые происходят в нашей жизни: когда у нас случается озарение, внезапное понимание, когда мы улавливаем упущенную деталь, когда мы видим истину за гранью видимости.
Под структурным пробуждением можно понимать настоящий скачок в сознании, характеризующийся радикальным изменением мировоззрения.
На первый взгляд может показаться, что последнее гораздо значительнее, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что последнее без первого рискует быть квалифицированно как самый классический из духовных обходных путей. Это часто встречается в среде с сильным духовным влиянием, например, в религиозных общинах, движениях за развитие человеческого потенциала, группах медитативных практик или традиционных церемоний.
Определенно, психология напоминает нам, что мы настолько погружены в сон консенсуальной реальности, что постоянно сталкиваемся со случаями пробуждения, которые, именно потому что они часты и универсальны, мы склонны не замечать.
Вспомните самую обыденную ситуацию - чтение и ответы на ежедневные электронные письма. Мы торопимся, не обращаем внимания на детали, читаем, думая о чем-то другом, отвечаем, стараясь приложить минимум усилий и получить максимум результата, главное - выполнить задачу. Пробуждение же характеризуется использованием "второго внимания", способного заставить нас осознать, что за этими несколькими строчками на экране стоит человек, душа, которая поделилась с нами своим временем и мыслями, которая хотела бы быть выслушанной, понятой и уважаемой так же, как и мы.
Или подумайте о ситуации, когда нас обижают и мы реагируем гневом, когда мы чувствуем, что нами пренебрегают. В этом случае пробуждение может означать признание раненого ребенка внутри нас и заботу о нем, вместо того, чтобы злиться на другого человека, или даже увидеть беспомощность в глазах нашего агрессора и почувствовать сострадание, исходящее из нашего сердца.
Переводчик: Мария Тихонова
Редактор: Ирина Танетова
Редактор: Ирина Танетова
Оригинальная статья: "Awakening in the everyday life" by Pier Luigi Lattuada - Eurotas2023