Я – человек, вдохновленный техникой ДМД, человек, который видит на себе и своих клиентах положительные результаты изменения сознания и, соответственно, жизни человека в целом после прохождения ДМД.
Моё знакомство с ДМД началось с поиска научных исследований на тему связного дыхания и его воздействия на организм человека, временного порога вхождения в трансовые состояния сознания с помощью данного типа дыхания. И только у Козлова Владимира Васильевича (создателя данной психотехники) я нашла именно научно подтвержденные эксперименты на данную тему. Я, конечно же, захотела познакомиться с ДМД и Козловым В.В. После первого тренинга по ДМД я настолько прочувствовала на своей “шкуре” результаты, что мой интерес и моя любовь к данной психотехнологии только усилились.
Козлов Владимир Васильевич: Президент Международной Академии психологических наук (МАПН), доктор психологических наук, профессор; создатель интегративной психологии; создатель психотехнологии XXI века «Дыхание-Музыка-Движение» (ДМД).
“Я вас не приглашаю в духовные странствования, они происходят с вами прямо сейчас, но если вы хотите испытывать чувство восторга перед жизнью, увидеть новые краски, услышать новые звуки, ощутить жизнь во всей её полноте, то приходите. Если вам вдруг захочется стать человеком реализованным, если вам вдруг захочется стать человеком, присутствующим в жизни, если вам вдруг захочется пережить и понять своё бессмертие, – приходите”.
Козлов В.В.
Идея, заложенная в ДМД, состоит в том, что каждый человек целостен в каждый момент времени жизни, и потенциальность его всегда выше, чем реальность. И ДМД – это метод, транспорт для путешествия от «Я» РЕАЛЬНОГО к «Я» ПОТЕНЦИАЛЬНОМУ целостного, уникального человеческого существа, и реализации его потенциальности в свободном потоке творчества, как высшего предназначения.
Что же такое ДМД? С одной стороны, ДМД – техника абсолютно древняя, потому что древними в ней являются все компоненты. Все компоненты ДМД архаические. Что дыхание, что движение, что музыка, как метод, они абсолютно архаичны. С другой стороны, ДМД – это новая, новейшая психотехника, потому что проект был реализован в 3-м тысячелетии, и сам проект является продуктом психотехническим. Прежде чем создать ДМД, Козлов В.В. более 10 лет проработал в разных дыхательных техниках, в разных медитативных практиках, в разных духовных традициях. Вне сомнения, чтобы ДМД сформировалось, должны были сформироваться определенные научные предпосылки. И были проведены очень глубокие физиологические, нейропсихологические, психологические, социально психологические исследования дыхания для того, чтобы сделать нечто новое, что позже обозначили как ДМД.
Что же такое ДМД? С одной стороны, ДМД – техника абсолютно древняя, потому что древними в ней являются все компоненты. Все компоненты ДМД архаические. Что дыхание, что движение, что музыка, как метод, они абсолютно архаичны. С другой стороны, ДМД – это новая, новейшая психотехника, потому что проект был реализован в 3-м тысячелетии, и сам проект является продуктом психотехническим. Прежде чем создать ДМД, Козлов В.В. более 10 лет проработал в разных дыхательных техниках, в разных медитативных практиках, в разных духовных традициях. Вне сомнения, чтобы ДМД сформировалось, должны были сформироваться определенные научные предпосылки. И были проведены очень глубокие физиологические, нейропсихологические, психологические, социально психологические исследования дыхания для того, чтобы сделать нечто новое, что позже обозначили как ДМД.
Научные исследования проводились в 90-ые годы прошлого столетия в стенах государственного научно-исследовательского испытательного института МО РФ (авиационной и космической медицины), там были сделаны основные нейропсихологические и нейрофизиологические исследования, работа волонтеров не оплачивалась. И испытуемые, участвующие в экспериментах, были идеальными. Это были или офицеры, которые готовились взлететь в космос, или летчики высшей квалификации, идеальные по физическому и психическому здоровью.
В процессе этих исследований члены команды Козлова В.В. сделали несколько очень важных выводов. Самый главный вывод, конечно, это то, что связным дыханием невозможно повредить человеку. Ни его телу, ни его психике. Это самый главный вывод. Этот вывод позволил использовать дыхательные психотехники с чистой совестью. Потому что до этого существовали очень разные мифы, которые касались кислородного отравления, интоксикации, вреда гипервентиляционного синдрома. Много было мифов в физиологии дыхания и в медицине.
ДМД было придумано для того, чтобы с учетом всех научных исследований построить идеальный процесс. ДМД обеспечивается полифункциональным блоком методических приёмов, разработанных на основе исследований теоретических положений и экспериментального опыта в современной музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии и применении измененных состояний сознания в райхианской терапии, в ребефинге, вайвейшн, холотропном и свободном дыханиях.
В процессе этих исследований члены команды Козлова В.В. сделали несколько очень важных выводов. Самый главный вывод, конечно, это то, что связным дыханием невозможно повредить человеку. Ни его телу, ни его психике. Это самый главный вывод. Этот вывод позволил использовать дыхательные психотехники с чистой совестью. Потому что до этого существовали очень разные мифы, которые касались кислородного отравления, интоксикации, вреда гипервентиляционного синдрома. Много было мифов в физиологии дыхания и в медицине.
ДМД было придумано для того, чтобы с учетом всех научных исследований построить идеальный процесс. ДМД обеспечивается полифункциональным блоком методических приёмов, разработанных на основе исследований теоретических положений и экспериментального опыта в современной музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии и применении измененных состояний сознания в райхианской терапии, в ребефинге, вайвейшн, холотропном и свободном дыханиях.
По словам автора:
“Сама практика ДМД родилась именно в 2000 году, в апреле, на Волге, в сосновом бору. Группа была хорошая, место было хорошее и время было хорошее. И то, что музыка, движение и дыхание смогли уже усталого путешественника занести в совершенно новые пространства, я понял, что раз это со мной сработало, то наверняка это будет работать и со многими. По большому счету, в апреле 2000 года, за счет этого переживания, которое мне открывало просторы, я начал формировать вот эту технику, которую затем обозначил, как ДМД. Ну и сама по себе техника стала технологией, потому что кроме переживаний все-таки туда же спроецировался весь мой научный опыт исследования дыхания, и весь мой опыт, как психотехника. Весь опыт движения, дыхания, музыки, научных исследований, все это интегрировалось в ДМД”.
Основными элементами ДМД являются:
- оригинальная программа связного дыхания;
- специально подобранный алгоритм музыкальной стимуляции;
- приемы высвобождения движения и дыхания, как во время дыхательной сессии, так и до неё.
- оригинальная программа связного дыхания;
- специально подобранный алгоритм музыкальной стимуляции;
- приемы высвобождения движения и дыхания, как во время дыхательной сессии, так и до неё.
Для взаимодействия ситтера и дышащего в ДМД применимы все базовые принципы телесно-ориентированной терапии.
Первый принцип – это принцип вей-у-вей. Это даосский принцип. Принцип деяние-недеяние. Для того, чтобы работать с телом другого человека, нужно войти в безупречную равностность, невовлеченность, неэмоциональность. И когда вы заходите за пределы страстей, желаний, за пределы фантазий и т. д., тогда вы входите в недеяние. Это принцип экологичности. Если хочешь работать с телом другого человека – войди в тишину осознания.
Второй принцип – это принцип гомеопатический. Любое взаимодействие с телом должно быть минимальным по силе и амплитуде. Это минимальная доза – максимальный эффект. Любое взаимодействие с телом должно быть, во-первых, гармонично округлым, мягким, во-вторых, оно не должно быть резким, сильным, амплитуда движений не должна быть жесткой.
Третий принцип – единство намерения и действия. Если намерения недостаточно для того, чтобы закончить действие – не надо инициировать действие. Безупречное намерение всегда достигает целей действия.
Первый принцип – это принцип вей-у-вей. Это даосский принцип. Принцип деяние-недеяние. Для того, чтобы работать с телом другого человека, нужно войти в безупречную равностность, невовлеченность, неэмоциональность. И когда вы заходите за пределы страстей, желаний, за пределы фантазий и т. д., тогда вы входите в недеяние. Это принцип экологичности. Если хочешь работать с телом другого человека – войди в тишину осознания.
Второй принцип – это принцип гомеопатический. Любое взаимодействие с телом должно быть минимальным по силе и амплитуде. Это минимальная доза – максимальный эффект. Любое взаимодействие с телом должно быть, во-первых, гармонично округлым, мягким, во-вторых, оно не должно быть резким, сильным, амплитуда движений не должна быть жесткой.
Третий принцип – единство намерения и действия. Если намерения недостаточно для того, чтобы закончить действие – не надо инициировать действие. Безупречное намерение всегда достигает целей действия.
При помощи ДМД достигается решение психологических задач, таких как уменьшение личностной тревожности, объективация образа телесного «Я», осознание языка собственного тела, снятие “характерного панциря”, освобождение эмоциональной сферы, изучение и коррекция невербальных форм поведения, коррекция коммуникативных навыков, развитие невербальных когнитивных функций, креативности, образного и ассоциативного мышления.
Как влияет ДМД на человека?
Здоровье - происходит самодиагностика и самокорректировка физиологических систем организма.
Память - улучшается память, появляется доступ к долговременной памяти.
Осознанность - повышается осознанность во всех сферах жизни.
Инсайты - происходят озарения, инсайты о причинно-следственных связях в жизненных ситуациях, о мотивах людей, о сути вещей и явлений и т.п.
Трансценденция - сознание расширяется за границы привычного эго-функционирования, перестраивается система ценностей, появляется над-материальный и над-социальный взгляд на жизнь, проявляются духовные аспекты «Я».
Опыт - дыхательные процессы дают возможность прожить новый опыт, в том числе «надличностный» (трансперсональный).
Ресурс - открывается доступ к витальному, жизненному ресурсу организма, повышается уровень энергии, которую можно направить на продуктивные цели.
Целостность - раздроблённые, конфликтующие части «Я», интегрируются в одну целостную мандалу личности, что проявляется как ощущение самостности, самодостаточности.
Творчество - появляется потребность и возможность творческого самовыражения в любых областях деятельности, возникает способность погружаться в состояние «творческого потока».
Выбор - появляется спонтанность и лёгкость в принятии решений и выражении себя.
Свобода - поле выбора расширяется за пределы привычных шаблонных схем.
Память - улучшается память, появляется доступ к долговременной памяти.
Осознанность - повышается осознанность во всех сферах жизни.
Инсайты - происходят озарения, инсайты о причинно-следственных связях в жизненных ситуациях, о мотивах людей, о сути вещей и явлений и т.п.
Трансценденция - сознание расширяется за границы привычного эго-функционирования, перестраивается система ценностей, появляется над-материальный и над-социальный взгляд на жизнь, проявляются духовные аспекты «Я».
Опыт - дыхательные процессы дают возможность прожить новый опыт, в том числе «надличностный» (трансперсональный).
Ресурс - открывается доступ к витальному, жизненному ресурсу организма, повышается уровень энергии, которую можно направить на продуктивные цели.
Целостность - раздроблённые, конфликтующие части «Я», интегрируются в одну целостную мандалу личности, что проявляется как ощущение самостности, самодостаточности.
Творчество - появляется потребность и возможность творческого самовыражения в любых областях деятельности, возникает способность погружаться в состояние «творческого потока».
Выбор - появляется спонтанность и лёгкость в принятии решений и выражении себя.
Свобода - поле выбора расширяется за пределы привычных шаблонных схем.
Можно много писать и читать о ДМД, но ничто не сравнится с опытом проживания этого процесса. Ничто не сравнится с единением себя в дыхании, музыке и движении.
Автор статьи: Екатерина Андрющенко
Редактор: Коткина Наталья
Редактор: Коткина Наталья
Фото: Singer-songwriter Fatoumata Diawara performance at Summer Stage in Central Park New York (from Flickr.com)
Еще больше материалов по трансперсональной психологии слушайте, читайте и смотрите в Телеграм-канале "Трансперсональный Дайджест" https://t.me/tpdigest