Обновленная отредактированная версия, январь 2022 года

Трансперсональный манифест EUROTAS 2022 (перевод)

В основе любой истории, которую мы можем рассказать, всегда лежат предположения...
Озвучку этой статьи и многие другие материалы по трансперсональной психологии слушайте, читайте и смотрите в Телеграм-канале "Трансперсональный Дайджест" https://t.me/tpdigest
Содержание
  • в этом документе мы изложим Трансперсональный манифест;
  • вы найдете общие размышления о человеческих предположениях;
  • вы найдете краткий обзор трансперсонального видения;
  • вы найдете список предположений, которые являются общими для людей с трансперсональным видением;
  • вы сможете оценить разницу между предположениями и верованиями.

1. Предположения

Одной из причин медленного роста и неполноценности нашей психологии являются культурные ограничения. Они связаны и часто обусловлены множеством (неявных) предположений, которые создают консенсусную реальность западного мира в двадцатом веке.

Рациональность - это не какой-то абсолютный, универсальный способ мышления, как мы обычно считаем. Рациональный означает "в соответствии с правилами"; но откуда берутся правила? Теперь мы понимаем, что существует много логик, много способов быть рациональными. Каждая логика имеет различные предположения, лежащие в основе ее правил, и эти предположения являются произвольными. Вы можете предполагать все, что пожелаете. Какая логика позволит вам выжить в вашем конкретном обществе - это другой вопрос: вы должны разделять большинство предположений, распространенных в вашем обществе, чтобы вписаться в него.
Чарльз Т. Тарт
Предположения лежат в основе каждой научной теории или дисциплины. Эти предположения не только определяют теоретические и методологические особенности всех знаний, но, по мнению многих исследователей (Роберт Розенталь, 1966), также влияют на результат научных экспериментов. Проблема заключается в том, что после признания и принятия этих неявных предположений, мы перестаем обращать на них сознательное внимание, а, приняв их, воспринимаем как должное. Если мы действительно хотим знать, что мы делаем, нам необходимо четко знать предположения, на которые мы опираемся.

Например, когда я сажусь в машину, я предполагаю, что, когда я поверну ключ зажигания, двигатель заведется, и я смогу ехать. Точно так же я предполагаю, что, когда я посмотрю на запад на закате в безоблачный день, я увижу солнце, опускающееся за горизонт. Принятие всех этих предположений как должное является настолько неотъемлемой процедурой нашего психического функционирования, что мы не могли бы жить по-другому.

Однако, желая создать системы знаний, способные обеспечить гарантии валидности, мы должны осознавать предположения, на которых основана наша работа. В своей работе "Трансперсональные психологии" Тарт, выдающийся исследователь состояний сознания, назвал сотни неявных предположений, на которых базируется западная психология (2000). Он предполагает, что каждый исследователь должен иметь смелость раскрыть предположения (воздействия), чтобы в случае необходимости оценить и обсудить их.

Как и Тарт, мы считаем, что для того, чтобы дать "эпистемологическую гарантию" знанию, необходимой процедурой является глубокое размышление о предположениях, лежащих в основе нашей работы, и о теориях, позволяющее раскрыть через осознание то, что обычно является неявным. Когда наша мысль проясняется, становится возможным осознать, что, в первую очередь, наша идея представляет собой наше собственное убеждение и поэтому является носителем относительных ценностей.

Следовательно, мы можем вести себя так, "как если бы" это было правдой, постоянно проверять наши мысли и, если окажется, что они ошибочны, мы можем взять на себя ответственность и изменить их, или нет. Мы чувствуем, что пришло время озвучить некоторые из известных нам предположений, на которых основывается теория и практика трансперсональной психологии.

Большинство этих предположений на протяжении тысячелетий разделялось различными духовными традициями и другими основными трансперсональными психологиями. Мы осознаем, насколько трудно увидеть "бревно в собственном глазу", но мы стремимся его отслеживать, чтобы освободить взгляд от наших неявных проекций и желаний.

Для ясности: это не программа, а манифест с руководящими принципами.

2. Введение

Мудрец говорит: "Если вы не знаете предположений, на которых основаны ваши действия, вы будете действовать, следуя предположениям, которых вы не знаете.
То есть предположения будут действовать от вашего имени".
Мы изложили наши предположения в документе, который назвали "Трансперсональный манифест". Манифест был представлен научному сообществу во время 11-й конференции EUROTAS в Милане в октябре 2009 года. Первый проект документа был представлен в 1999 году во время международной конференции "Наследие племени" (“The Inheritance of the Tribe”) в Милане. Эта полная версия включает материалы и комментарии, присланные на сайт EUROTAS в течение 2009 года или непосредственно автору Пьеру-Луиджи Латтуаде по электронной почте следующими участниками: Розмари Андерсон, Дэн Винтер, Мари Ноэль Урех, Марко Авена, Эдмундс Яковельс, Рави Гангадхарая Наяка, Хуан Хосе Диас, Марион Хаббард, Марко Бертали, Регина Беллер, Фаусто Сергей Зоммер, Витор Родригес, Ана Проданович, Давиде Инноченте, Франческо Пивато, Патриция Рита Пиноли и Инго Бенджамин Ярсетц. Новая обновленная отредактированная версия от января 2022 года была выполнена членами правления EUROTAS Пьером-Луиджи Латтуадой, Региной У. Хесс и Марком-Антуаном Масри.

Цель Манифеста - собрать в простой текст предположения, общие и разделяемые теми, кто работает в трансперсональном поле. И снова важно помнить, что мы говорим не об истине или накопленной информации, а скорее о точках зрения, способах видения мира и сновидениях, от которых, возможно, однажды мы проснемся.

В своем настоящем виде Трансперсональный манифест состоит из следующих разделов:
  • значение слова “трансперсональный”;
  • краткий обзор трансперсонального движения;
  • общие предположения:
a) о Вселенной,
b) о природе человека,
c) о сознании,
d) о личности,
e) о структуре “тело - сознание”,
f) о цивилизации,
g) об обществе,
h) о болезнях и исцелении,
i) о священном,
j) о современной культуре,
k) о науке.

3. Слово «трансперсональный»

Trans - это латинский предлог, означающий "за пределами", который, в свою очередь, происходит от архаического корня tar или tra, имеющего значение движения, продвижения вперед, понятие, которое распространяется на санскритское tarâmi, означающее "через", "более чем", вплоть до греческого taràssô, я указываю быструю последовательность. Подводя итоги сегодняшнего дня, как указывает Тарнас (Tarnas, 2001), существует три различных значения латинского слова trans:
  • выходить за пределы,
  • пронизывать,
  • трансформировать (изменять).

Таким образом, выход за пределы личности означает преодоление типичных прерогатив нашей индивидуальной идентичности, поведения, чувств и эгоистичных мыслей, чтобы исследовать и пробудить наши высшие альтруистические, творческие и духовные качества и потенциал. Этот аспект подчеркивает эволюционное стремление человека и его возможность трансцендировать и последовательно включать ограничения предыдущих стадий его развития в потенциал следующих.

Всепроникающий компонент термина "trans" означает, что жизнь и, следовательно, любой человеческий опыт являются всепроникающими, охватывающими всю полноту бытия. Этот аспект фокусируется на необходимости интегрального взгляда, чтобы понять, как все взаимосвязано и, например, ментальное событие является одновременно физическим, энергетическим и эмоциональным.

Трансформация - это третий аспект, который подчеркивает способность человека меняться. Он позволяет нам помнить, что наш организм, как живая система, наделен способностью к самоорганизации, а это значит, что он может восстанавливать равновесие, когда теряет его, обновляя свои компоненты, и творчески развиваться в направлении новых измерений. Поэтому термином "трансперсональный" мы хотим обозначить то, что выходит за рамки личности, трактуемой как "маска", как уровень существования человека, который заслоняет его сущность и его высшие потенциальные возможности. Трансперсональный подход направлен на раскрытие этих глубинных возможностей, на контакт с истинной природой человека, которая живет в интеграции уровней существования личности: физического, эмоционального, энергетического, ментального и духовного.

Тем самым трансперсональный подход обращается к древним знаниям и мистическим традициям и черпает из них свой собственный багаж практических и теоретических знаний, которые можно найти в высказываниях "вечной философии". Трансперсональное видение позиционирует себя как "средство медиации между методами исследования достоверности и способами доступа к истине"; оно поощряет восстановление и развитие интуиции через трансцендентный тип внутреннего опыта, который становится инструментом для исследования реальности.

4. Краткий обзор трансперсонального подхода

Новая парадигма понимания...
За всю историю человечества существовало множество способов исцеления, которые, зародившись на территориях архаического сознания на заре человечества, прошли через века и тысячелетия. Вспомните шаманскую традицию, повсеместно распространенную на планете со времен палеолита, или «храмы сна» эпохи Гиппократа, традиционную восточную медицину — китайскую, тибетскую, аюрведическую, терапевтические системы йоги и тантризма, герметическую и алхимическую западную традицию, гностицизм, теософию и антропософию.

Именно Лейбниц Г.В. (Leibnitz, 1990), чтобы дать название этой совокупности традиционных знаний, которые вновь появляются в различных формах на протяжении всей истории, ввел термин «Вечная философия». В настоящее время, под влиянием великих преобразований, произошедших в прошлом веке в панораме научного знания вслед за достижениями современной физики, благодаря возникновению новой целостно-интегральной парадигмы, мы переживаем, как говорят нам историки, смену парадигмы.

Прямая эманация этой новой парадигмы, Интегральное Трансперсональное Видение (ITV), которая зарекомендовала себя в области психологии и гуманитарных наук, кажется, предлагает инновационный вклад в культурное и научное наследие человечества последних десятилетий.

Это движение, исследующее состояния сознания и древние духовные традиции, основанные на медитации, имеет дело не только с проблемами человека, но, прежде всего, с его или ее высшим потенциалом и качествами. Это Трансперсональное Движение (ТД), основанное на том, что Бом (Кришнамурти Дж., Бом Д. 1986) называет «пониманием нового порядка», возникающим в результате овладения внутренним опытом, результатом прозрения.

ТД родилось в Соединенных Штатах Америки в шестидесятых годах прошлого века. Этот подход стал утверждаться в области психологии благодаря работам А. Маслоу, который впервые сделал акцент на «эволюционной» психологии, рассматривавшей «развитие потенциальных возможностей», «поэтапное удовлетворение потребностей», и отношения между «человеком и человеком» в терапевтических отношениях, мистический опыт как фундаментальный способ самореализации.

Первая ассоциация трансперсональной психологии была основана в США в 1969 году такими личностями, как: Шарлотта Бюлер, Абрахам Маслоу, Аллан Уоттс, Артур Кестлер, Виктор Франкл. Издавался журнал трансперсональной психологии, основанный Энтони Дж. Сутичем, и с ним сотрудничали все основные американские представители трансперсонального движения: Кен Уилбер, Стэн Гроф, Стэнли Криппнер, Лоуренс Ле Шан, Майкл Мерфи, Чарльз Т. Тарт, Фрэнсис Э. Воган и другие.
С самого начала было ясно, в чем будет главная проблема, как выразился Стэн Гроф, один из главных героев той авантюры.
«Когда наша небольшая группа (Абрахам Маслоу, Энтони Сутич, Джим Фэйдиман, Майлз Вич, Соня Маргулис и я) впервые сформулировала принципы трансперсональной психологии, возникла огромная проблема: казалось, что новая психология находится в непримиримом конфликте с «ньютоно-картезианской парадигмой», господствовавшей в западной науке более 300 лет»
Станислав Гроф
Фото проекта Mamaki
Начиная с семидесятых годов, продолжая цитировать Грофа: «Проблематичные отношения между трансперсональной психологией и «точными науками» очень радикально изменились с момента возникновения этой молодой дисциплины».

Из ее пылкого лона развились эмпирические подходы к психологии и психотерапии, преодолевающие границы психического дискомфорта, чтобы иметь дело с интерактивным диалогом человека с тем, что его окружает, и его путешествием к самореализации.

Это ТД, выросшее благодаря работе ученых и исследователей, было готово признать ограниченность самых популярных подходов того времени и готово уважать весь спектр человеческого опыта, включая необычные состояния сознания.

ТД действует как элемент примирения науки и духовности, основанной на опыте, и как синтез современной науки и древней мудрости.

Благодаря ITV человечество впервые в истории может преодолеть и объединить полярности, которые на протяжении тысячелетий противостояли друг другу в противоречивой и часто жестокой динамике.

Трансперсональная перспектива воплощает в себе предположения интегральной парадигмы и «направлена на развитие мудрых и зрелых личностей, которые поддерживают человечество, уважают природу и могут способствовать здоровой человеческой жизни».

Таким образом, мы можем утверждать вместе с Гартелиусом, Капланом, Рарденом:
Трансперсональная психология обращается к главному кризису нашей эпохи: задаче мирной жизни, в условиях, когда расходящиеся религиозные и культурные традиции делят пространство в перенаселенном мире, где нации, которые когда-то были далеки друг от друга, всё чаще сталкиваются друг с другом, зачастую опасно. Чтобы противостоять этой динамике, трансперсональная психология стремится не только к лучшему интеллектуальному пониманию человеческого разума, но и к освобождению от устаревших психологических моделей, которые таят в себе семена насилия. Трансперсональное – это не только новые знания, но и новые контексты для знаний и новых способов познания. Представления о человеческой психологии таят в себе огромный потенциал как для освобождения, так и для угнетения. Научные теории время от времени использовались для аргументации интеллектуальной неполноценности различных рас, полов и социальных классов, часто для оправдания вопиющего неравенства власти (Белхир и Дуйме, 1998), тем самым способствуя ненадежной поляризации современного мира. Трансперсональная психология, напротив, предлагает видение действительно инклюзивной психологии, которая охватывает многие формы человеческого разнообразия — психологии, которая противостоит надуманным оправданиям угнетения любого человека или группы. Она бросает вызов эгоистическому взгляду на то, что истина принадлежит обществу, наиболее эффективно избавляющемуся от своих соперников. Вместо этого она предлагает целостное и преобразующее видение, в котором подлинное значение может разделять все человечество. В этой жизненно важной, но трудной задаче у трансперсональной психологии нет ответов на все вопросы. По этой причине она не может работать изолированно. Её линза инклюзивности приветствует взаимодополняющие сильные стороны гуманистической и интегральной психологии, а также других дисциплин аналогичной направленности для общей задачи изменения психологии и реконструкции видения того, что значит быть человеком. (Хартелиус, Каплан, Рардин 2007, стр. 9).

5. Про Вселенную

Мы все сестры/братья. Вселенная — это поток взаимосвязанных, наполненных сознанием, событий. Это бесконечный и безграничный поток. Ограничения существуют только в человеческом сознании.

Минеральный, растительный, животный и человеческий миры, тонкие миры духа существуют друг в друге и друг для друга.

Вселенная - это не только известный материалистической науке физический мир и пять чувств. Духовные события существуют, выходя за пределы чувственного восприятия, и они так же реальны, как и любые измеримые физические события. Подумайте о таких явлениях как аура, чакры, духовные сущности, силы стихий и так далее.

Наше понимание Вселенной напрямую зависит от нашего образа жизни и познания.
Видение мира зависит от позиции, с которой смотрят на него, то есть от состояния сознания.

6. Про человеческую природу

У каждого из нас есть «внутренняя природа»: сущностная, биологически обоснованная, естественная, врожденная, человеческая.
Эта природа отчасти специфична для человека, отчасти же свойственна виду. Она кажется «внутренне хорошей». Она содержит фундаментальные потребности, эмоции и способности человека, потенциалы, таланты, физиологические и характерные балансы, анатомическое строение и т. д.

Культурные ожидания, обусловленность и страх душат нашу «истинную природу».
Этот внутренний стержень основан на потенциалах и скорее слаб, чем силён. Наше воспитание, культурные ожидания, обусловленность и страх неодобрения легко преодолевают его.

Таким образом содержимое этого внутреннего стержня подавляется и становится бессознательным. Существование каждого есть процесс самореализации «истинной природы», или духовной сущности.
«Каждый желудь станет дубом, если у него будет шанс вырасти и реализовать свою природу».

Каждый человек достигнет своей самореализации, соприкоснувшись со своей внутренней природой, приняв свое собственное Я, свои потребности, стремления и их выражения.

Процесс достижения Я не заканчивается в уме (интеллекте), но идет в направлении к высоким качествам, таким как любовь, мудрость, сочувствие, доверие, сознание, терпение, умение делиться, солидарность, уважение и так далее.

Есть качества, превосходящие интеллектуальное знание и проистекающие из мудрости сердца. Человек — это не только его физические составляющие, но и био-психо-духовное существо, представляющее собой ряд взаимосвязанных уровней, идущих от физического через эмоциональный и ментальный к духовному. Человек является совокупностью систем с возрастающим уровнем сложности.

Индивидуальная жизнь не начинается с рождения и не заканчивается смертью, а представляет собой момент в развивающейся «эре» «вселенского сознания».
Сперматозоид и яйцеклетка, давшие жизнь, жили до нас и память о нас будет продолжать существовать в мире после нашей смерти. Когда Я начинается? Когда Я заканчивается? Момент задается произвольно.

Благодаря внутреннему опыту субъект может постепенно освободиться от личной истории и от психофизических привязанностей, развивая подлинные человеческие качества и достигая своей «истинной природы».

Внутренний опыт подобен резцу скульптора, который день за днем обрабатывает грубый мрамор и, удаляя лишнее, открывает скрытую в нем красоту.

Есть и другие формы энергии, из которых мы можем черпать силу, помимо физической энергии, которую мы вводим в нашу систему тела-разума через пищу и дыхание. Подумайте о силах, толкающих вверх деревья, о пылкой весне, невинности/юности ребенка, силе веры или духовного стремления, или материнской любви, ночи в лесу или рассвете над Гималаями.

Горе, эмоциональные и социальные конфликты, болезни - не просто враги, которых нужно победить, а скорее союзники, содержащие в себе творческие потенциалы, источники смысла, учения и силы. Овладев навыками слушания и самонаблюдения, мы можем дать творческому потенциалу симптома или конфликта возможность развиваться через образы, эмоции, ощущения, потребности, желания, воспоминания, звуки, действия, интуицию...

Творческий процесс есть результат архетипического потока, имеющего доступ к пространству сознания создающего его субъекта. Искусство — это архетипическое выражение без прошлого и будущего, происходящее в сиюминутном, в самопрезентации формы и цвета.

Любовь – источник жизни. Боль и болезнь являются прежде всего следствием нашей неспособности любить. Любовь — это распустившийся цветок, текущая река, восходящее солнце. Понять истинную природу любви означает посвятить себя ей.

7. Про сознание

Все формы жизни: минералы, овощи, животные, люди и духи, - пронизаны потоком сознания и заслуживают любви и уважения.

Существуют разные формы сознания, соответствующие разным уровням эволюции и сложности. Существуют индивидуальные и коллективные формы сознания. Есть «высшие» формы сознания, которые помогают нам и направляют нас. Существуют низшие и/или страдающие формы сознания. Мозг и нервная система — не центр, а инструменты сознания, такие же реальные, как и сам мозг.

Никто в здравом уме не был бы настолько глуп, чтобы думать, что телевизор — это реальное место действия того, что транслируется. Точно так же столь же иррационально думать, что сознание есть только продукт мозговой деятельности.
Существуют различные состояния сознания, соответствующие различным уровням эволюции. Как каждая радиостанция имеет свою собственную частоту волн и транслирует определенную программу, так и каждое состояние сознания является выражением определенной вибрации и вызывает определенные чувства, мысли, воспоминания, поведение и т. д.

Когда ум работает «двойственно», за «обычные» состояния сознания отвечает рациональная часть. Через внутреннюю практику можно достичь состояния «объединенного» ума - экстатического, превосходящего обычное состояние и достигающего экстраординарных состояний сознания.

Рациональное сознание произвольно. Прозрение или объединяющее понимание через проявления экстатического ума гарантирует доступ к истинной природе вещей.

8. Про личность

Личность представляет собой структуру индивидуума. Это продукт культуры и воспитания, и его границы необходимо постепенно превосходить, если человек хочет достичь своей собственной "реальной" природы. Чтобы найти себя, необходимо отпустить привязанности к личной истории и отождествления с "Я".

Готовность разотождествиться с чертами своей личности необходима для достижения духовного измерения. Часто личность, хорошо интегрированная со своими культурными ценностями, является результатом отождествления с иллюзорными схемами, которые необходимо прояснить, чтобы прийти к реальному пониманию себя и мира.

Препятствия можно обнаружить в стабилизирующих факторах или консервативных структурах "Я". Когда они становятся хроническими и подкрепляются чрезмерной строгостью к соблюдению социальных норм, они могут порождать страх в психике и в конечном счете препятствовать формированию свободного самовыражения, тем самым загоняя спонтанность и естественность в рамки стереотипных моделей поведения.

Такие консервативно воспринимаемые шаблоны подкрепляются следующими примерами: контроль, воля, самокритика, анализ, оценка, конформизм, осмотрительность или предосторожность. Таким образом они в итоге заменяют мудрую и динамичную внутреннюю силу - голос, который ведет нас к тому, что "правильно" для нас самих и того, что нас окружает, к нашим более истинным человеческим качествам - уверенности, любви, пониманию, смирению, сочувствию, решимости, честности, потоковости и чувствительности.

10. Про систему тело-разум

Эмоциональные состояния напрямую связаны с состояниями сознания. Подавление или жесткий контроль эмоций делают сознание ригидным и мешают процессу самореализации. В школе, на работе, в традиционных научных или религиозных сферах, то есть в подавляющем большинстве наших социальных переживаний, эмоции рассматриваются как помехи, которые необходимо подавлять и контролировать. Однако, как учит нас Райх (Wilhelm Reich, 1961), они являются результатом "биологического спонтанного движения", которое являет собой саму суть жизни.

Любое заболевание, в том числе органическое, напрямую связано с неспособностью справляться со своими эмоциями. Умение же управлять ими ведет к самореализации.
Управлять своими эмоциями означает входить в контакт с ними и выражать их посредством сознательного наблюдения и разотождествления.

Любовь, сочувствие, солидарность, терпение, смирение, а также обмен всеми этими самыми настоящими человеческими качествами - это лучшая помощь, которую мы можем предложить при любой болезни.

Преобладание научной ментальности, которая ценит только то, что поддается измерению (количественной оценке), свело медицинскую деятельность к использованию все более изощренных лекарств, все более сложных хирургических вмешательств, борьбе с болезнью, забывая при этом о человеке.

Сексуальность выражает истинную творческую силу жизни. Принимать ее во внимание - значит черпать из первоисточника "нашего бытия в мире". Непонимание истинной природы сексуальности, ее подавление, отрицание или открытая мистификация были и остаются одними из главных причин человеческих страданий.

Существуют необычные состояния сознания. "Через них можно добраться до сверхчувственных реальностей, соединяясь со всей вселенной и черпая из истин, обитающих в глубине нашего существа. Истоки этих бесед об истине мы находим в следующих древних духовных традициях: "Небесное царство", "Нирвана", "Сатори", "Сновидящее тело", "Нагуаль", "Аруанда" и "Высшее сознание".

Поводами для глубокого постижения могут стать: воображаемое, символы, внутренний архетипический мир, контакт с силами стихий и духовными существами. Внутренние образы и архетипы - это выражение природных духовных сил, живых и реальных.

Вера - это не слепое согласие с догмами, она вырастает из внутреннего переживания духовной реальности.

Истина - это не то, что вам говорят, а скорее то, что вы внутренне постигаете, осознавая текущее мгновение.

11. Про священное

В дополнение к измерению, доступ к которому мы получаем через обычное сознание, существует высшая, основополагающая реальность духовной природы.

Каждая духовная традиция переживала и, таким образом, описывала и интерпретировала это измерение по-своему. На основе этого опыта образуются различные религиозные формы.

Помимо способов переживания и понимания этого измерения, существует универсальная общая основа для различных традиций. Мы можем идентифицировать эти общие элементы, которые составляют самую истинную и самую существенную часть любой формы духовности.

Каждая традиция и каждый духовный опыт являются символом и указателем универсального и в то же время особого пути, который находится за пределами дуальности, такой как субъект/объект, добро/зло, истина/ложь и т.д.

12. Про современную культуру

Сущность трансперсонального движения базируется на осознании необходимости преобразования дуального мышления и ньютоно-картезианской парадигмы в целостное восприятие новой холистической системной парадигмы.

Необходимо поддерживать и восстанавливать контакт с корнями человечества, которые залегают в древних традиционных культурах духовного порядка.
Тысячелетний опыт традиционных культур заставляет обратить особое внимание на них как на носителей богатейших знаний о духовном мире.

Трансперсональное движение ощущает необходимость преодоления некоторых тенденций современной культуры, таких как релятивизм, материализм, сциентизм, редукционизм и гедонизм.

Многие ограничения современной культуры кроются в неведении о том, что переживания духовного мира реально возможны.
Благодаря древним и новым технологиям сакрального можно получить духовный опыт, избегая конфессиональных или теологических соображений.

13. Про науку

Состояния и стадии сознания, отличающиеся от обычных, расширяют спектр возможного опыта до такой величины, которую не могут объяснить классические научные разработки, основанные исключительно на обычном опыте.

Квантовая физика и новая наука о сложных системах создают интерпретации, способные интегрировать феномены мира природы в духовный контекст.
Необходимо преодолеть образовавшийся за последние два столетия разрыв между научной и духовной культурой и работать над их интеграцией.

Нужна новая эпистемология. Ограниченность философских предпосылок, которыми руководствовались научные исследования с момента зарождения, стала очевидной. Цель состоит в работе над ее преодолением.

Многим трансперсональным явлениям не уделялось должного внимания, поскольку они не могли быть интегрированы в рамки обычных категорий, созданных материалистической наукой. Такие явления могут быть адекватно поняты в рамках духовного мировоззрения.

14. Резюме

Трансперсональный манифест (издание от Января 2022 года) основан на постулате, что для того, чтобы дать "эпистемологическую гарантию" знанию, необходимой процедурой является глубокое размышление о предположениях, лежащих в основе практик и теорий, с целью проявления через осознание того, что обычно является неявным. Неявные предположения переплетаются с нашими системами убеждений и ценностей. Сделав их настолько явными, насколько это возможно, можно достичь прозрачности философских позиций и методологических линз. Большинство из изложенных здесь предположений основаны на древних системах знаний, таких как различные духовные и мистические традиции, мировые религии, космологии коренных народов и другие междисциплинарные области: квантовая физика, нейробиология, антропология, медицина, психология, политические науки, психоделическая наука.

В "Основных принципах" Трансперсонального манифеста даются рабочие определения терминов и обзор основных групп, составляющих трансперсональную структуру с точки зрения теории, практики и исследований. Трансперсональная структура рассматривается как новая парадигма понимания - как сдвиг от "ньютоно-картезианской", которая доминировала в западной науке более 300 лет (Grof). Экспериментальные трансперсональные подходы к психологии и психотерапии были разработаны для того, чтобы расширить диалог человека с окружающей средой в рамках психодуховного жизненного развития. Трансперсональный манифест выступает как элемент примирения между наукой и духовностью, основанной на опыте, и как синтез между современной наукой и древней мудростью. Трансперсональная перспектива воплощает в себе предпосылки интегральной парадигмы и "направлена на развитие мудрых и зрелых личностей, которые поддерживают человечество, уважают природу и могут внести свой вклад в здоровье человеческой жизни".

Сущность трансперсонального движения базируется на осознании необходимости преобразования дуального мышления и ньютоно-картезианской парадигмы в целостное восприятие новой холистической системной парадигмы. Основополагающим считается поддержание и восстановление контакта с корнями человечества, которые залегают в древних традиционных культурах духовного порядка. Тысячелетний опыт традиционных культур заставляет обратить особое внимание на них как на носителей богатейших знаний о духовном мире, природе и ее элементах, жизни в гармонии с землей, методах оздоровления, астрономии и других областях.

Многие трансперсональные явления, включая измененные состояния сознания, не могут найти практическую реализацию в рамках обычных категорий, разработанных материалистической наукой, и поэтому им не уделялось должного внимания. Такие явления могут быть исследованы в рамках трансперсонального подхода, который объединяет уровни духовного опыта. Трансперсональное движение стремится навести мосты между научным редукционизмом современных релятивизма, материализма и гедонизма и предложить дополнительные пути расширения через трансперсональную структуру, которая объединяет множество подходов и парадигм.

15. Заключение

От тела Человека к телу Земли - на пути к Священной Науке
"Я есть, потому что мы есть, мы есть, потому что я есть"
(Убунту - африканская философия)
Трансперсональная система основана на предположении о взаимосвязанности: Все взаимосвязано и влияет друг на друга. Как мы можем почувствовать это? Через тело и чувство взаимосвязи с Телом Земли. Наше тело является носителем всего нашего опыта. Через тело мы соединяемся с нашими переживаниями и с внешним миром (Gendin). Внутри нашего тела бытие (онтология) и знание (эпистемология) творчески переплетаются. Воплощенное понимание нелинейно и включает в себя другие надрациональные способы познания и переживания. Человеческий опыт воплощается в теле и формирует наши тела. Наши мысли связаны с ощущениями и эмоциями. Через резонанс наших телесных ощущений мы воспринимаем себя и наш жизненный мир. Наше физическое и эмоциональное восприятие себя и мира основано на телесном воплощении.

Наскальные рисунки и археологические исследования показывают эволюцию воплощенного человеческого сознания, включая самопознание, символику и, позднее, письменность. Это включает в себя наши архаичные знания и нашу первозданную основу - взаимосвязь с природой.

Андерсон и Брауд рекомендовали исследователям, которые применяют трансформационные подходы к экспериментам, не следовать диктату политических и промышленных программ, а, скорее, вести за собой, преданно служа во благо всего живого. Исходя из этого, Андерсон и Ланкастер предложили священную науку в качестве следующего шага в развитии трансформационных подходов в гуманитарных и естественных науках. Наука развивается не за счет линейного накопления знаний, а через нелинейные периодические трансформационные ритмы. Трансперсональные методы исследования можно понимать как встречу со священным, которая влечет за собой преображение. Эта новая парадигма объединяет гуманитарные и естественные науки с мировыми духовными традициями и эпистемологиями и предполагает обязательное включение в себя работу с телом и эмбодимент*, которые по-новому применяются к современной жизни. Такой подход может способствовать последующему исцелению наших диссоциированных, израненных отношений с сакральностью природы и нашим архаичным разумом.

Исцеление фрагментации, лежащей в основе нынешнего мирового кризиса, требует интегрированной эпистемологии, "глубинной науки", которая объединяет как рациональное знание научного эмпиризма, так и интуитивное знание духовного опыта. Все священное рассматривается как отношения "Я-Ты", а не "Я-Это". Здесь мы входим в игольное ушко. Это требует героических действий со стороны всех нас - индивидуально, коллективно и глобально. В условиях экстренной срочности современного экологического кризиса, если подлинная планетарная культура мудрости полностью сформируется, станет стабильной и возьмет на себя радикальную ответственность за трансформацию и социальные изменения для восстановления целостности Земли в гармонии с человечеством, тогда поворот колеса может стать великим совместным планетарным переходом.

Благодаря диалогу, происходящему не только на уровне сознания, но еще и тела, люди проникают в пограничную зону между сознательным и бессознательным и могут соединиться со священной врожденной способностью к индивидуальному, культурному и экологическому исцелению, а также к социальным изменениям - как врожденному праву человека.
*Эмбодимент (англ. “реализация, воплощение”) - подход, на­прав­лен­ный на ра­бо­ту с телом и со­зна­ни­ем с помощью разных методик. Основная идея эм­бо­ди­мен­та - неразрывный союз тела и ума.
Справочник Трансперсональный Манифест

Обновленная отредактированная версия от Января 2022 г.

Члены Правления: Пьер-Луиджи Латтуада (Pier-Luigi Lattuada), Регина У. Хесс (Regina U. Hess) и Марк-Антуан Масри (Marc-Antoine Masri).

Глобальная трансперсональная сеть EUROTAS.
Над переводом работали:
Перевод: Мария Тихонова, Любовь Ресурсная, Ирина Танетова
Редактура: Любовь Ушканова, Ирина Танетова
Источник: https://eurotas.world/2022/03/11/transpersonal-manifesto/

Аудиоверсию статьи можно прослушать в Телеграм-канале проекта
Еще больше материалов Трансперсонального Дайджеста читайте, смотрите и слушайте в Телеграм-канале: